€ 98.17
$ 91.72
Во всем виноват Covid-19: как пандемия стала козлом отпущения

Во всем виноват Covid-19: как пандемия стала козлом отпущения

Пары винят в своих проблемах коронавирус — и объединяются в борьбе с общим врагом

Образ жизни
Фото: Zoran Kovacevic/Flickr

Повседневные факторы стресса — дедлайны, пробки, протекающая крыша или сломанный автомобиль — могут подорвать отношения. Рутинные неприятности, как правило, давят на людей, расходуя энергию и повышая вероятность конфликта с партнером, даже если партнер явно не виноват в возникшей проблеме.

Но пандемия Covid-19 — это совсем не то же самое, что требовательный начальник или опоздавший поезд. Вирус перевернул мир, нанес удар по экономике и больше года доминировал в заголовках газет — сделавшись заметной мишенью для негативных настроений. Исследование, опубликованное в журнале Social Psychological and Personality Science, показывает, что пары, обвиняющие пандемию в ежедневном стрессе, более счастливы друг с другом, несмотря на беспрецедентное бремя, вызванное катастрофой.

«Из-за стресса мы замыкаемся в себе, он истощает нас», — говорит ведущий автор и исследователь взаимоотношений Лиза Нефф из Техасского университета в Остине. Это истощение может косвенно навредить романтическим отношениям. Такое явление называется перетеканием стресса. Но последствия перекладывания вины на более серьезные проблемы, такие как стихийное бедствие или серьезный медицинский диагноз, долгое время оставались неясными, говорит Нефф. Одни исследования показали, что перетекание стресса существует, а другие — что пары в таких ситуациях на самом деле больше удовлетворены своими партнерами.

Пары гораздо лучше ощущают крупные стрессовые факторы по мере их возникновения, объясняет Нефф. Такие события обычно всепоглощающие, и их легко назвать причиной раздражения или несчастья. «В таких условиях люди могут использовать фактор стресса как козла отпущения», — говорит она. Пандемия — это событие, которое бывает раз в столетие, но в прошлом случались аналоги, например, финансовый кризис 2007–2009 годов. «В то время люди обвиняли плохую экономику в проблемах своих отношений», — объясняет она. По данным исследования 2011 года, такие люди чувствовали себя более счастливыми со своим партнером, чем пары, которые обвиняли в повседневных денежных проблемах друг друга.

Чтобы проверить, происходит ли подобное во время Covid-19, Нефф и ее коллеги провели опрос 191 человека в течение 14 дней в апреле и мае 2020 года. Члены группы, в которую вошли 81 пара и 29 человек, чей партнер не участвовал в исследовании, ответили на вопросы об источниках стресса и о том, насколько они удовлетворены своими отношениями. Затем исследователи повторили двухнедельный опрос в ноябре и декабре и проанализировали ответы. Команда обнаружила, что люди обычно больше винят в своем повседневном стрессе пандемию, чем себя или своего партнера. Те участники, которые считали пандемию источником стресса, также сообщили о более высокой степени удовлетворенности своими отношениями.

Нефф была удивлена, обнаружив, что польза от назначения пандемии козлом отпущения сохраняется в течение нескольких месяцев. «Мы думали, что по мере развития ситуации люди, возможно, забудут [о пандемии] или стресс станет слишком сильным, — говорит она. — Но даже в последующей волне это все равно приносило пользу». По словам Нефф, поскольку вторая часть исследования пришлась на ноябрь и декабрь 2020 года, Covid-19 все еще был в центре внимания участников — они обдумывали, как отмечать праздники.

Исследователь из Университета Аризоны Эшли Рэндалл изучает, как пары справляются со стрессом. Она не участвовала в исследовании, и считает, что эта работа не дает полной картины. «Есть важные ограничения в отношении демографических характеристик исследования», — говорит она. Например, участники в основном были белыми и хорошо образованными людьми, и только 16% из них сообщили о сокращении рабочего времени и заработной платы. Люди, которые потеряли работу или не могли оплачивать счета, могли испытывать пандемический стресс иначе, чем те, чье финансовое положение не изменилось. Рэндалл отмечает, что сопутствующие события, такие как громкие случаи жестокого обращения со стороны полиции и рост антиазиатской риторики и насилия, также могли повлиять на стрессовые факторы для небелых пар.

Кроме того, в анализ не вошли однополые пары. По словам Нефф, ее расчеты предполагают, что женщины получают больше преимуществ, чем мужчины, но поскольку в исследовании участвовало больше женщин, чем мужчин, эти результаты могут быть незначительными. В более ранних исследованиях влияния пандемии на отношения выяснилось, что женщины переживают более сильный эмоциональный стресс, и им труднее поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью, чем мужчинам. Хотя Нефф не планирует исследовать вопрос пола из-за ограничений ее выборки, в настоящее время она изучает, действительно ли потеря возможности побыть в одиночестве во время коронавирусной изоляции сблизила пары, а не пошатнула их отношения.

Но даже если решение назначить пандемию козлом отпущения помогает парам чувствовать себя более счастливыми, разве полезно винить во всех проблемах внешние силы? «Нам легче смотреть за пределы себя, а признавать ответственность [труднее]», независимо от того, служит ли Covid-19 источником стресса или нет, говорит Рэндалл.

В любом случае, и Нефф, и Рэндалл согласны: это исследование показывает, что пары, которые выступают «единым фронтом» против общего источника стресса, могут пережить трудные времена, воспринимая проблемы как препятствия, которые нужно решать сообща. По словам Рэндалл, умение определять и проговаривать факторы стресса сохраняет устойчивость в отношениях. «Эти стратегии важны — и во время пандемии и за ее пределами», — добавляет она.

Источник

Свежие материалы