Основатель компании Business Relations Владимир Герасичев, коучи и психологи, спикеры спикеры TEDx Иван Маурах и Арсен Рябуха написали книгу «Контекст жизни» о семи самых вредных когнитивных привычках — быть правым, быть хорошим, не рисковать, контролировать, обобщать, экономить время, находить объяснения и оправдания. «Идеономика» знакомит читателей с одной из глав книги о том, как управлять привычкой быть хорошим человеком.
В нас сочетается много разных убеждений и представлений о том, как быть хорошим. Представим, что молодой парень недавно за рулем машины. Он везет в школу младшего брата и аккуратно останавливается на красный сигнал светофора, несмотря на то что дорога пуста. Парень чувствует свою ответственность за воспитание брата и его безопасность. Не важно даже, боится ли он показаться брату плохим водителем или стремится соблюдать правила, принятые в обществе: все равно выходит, что здесь привычка быть хорошим полезна.
Но предположим, что тот же самый юноша подвозит приятелей-ровесников и другой водитель просит его уступить дорогу. Если его референтная группа — приятели считают, что уступают только слабаки, то парень, не желая потерять лицо, может нарушить ПДД и спровоцировать аварию.
Из этих примеров видно, что привычка быть хорошим амбивалентна, потому что мы одновременно принадлежим разным социальным группам, убеждения которых могут конфликтовать внутри нас. В таких ситуациях мы можем сделать паузу и попытаться осознать, хорошим для кого я сейчас пытаюсь быть: для брата? Для приятелей? Для закона и представителей дорожной полиции? Каких результатов я жду, чьего осуждения или каких последствий боюсь больше? Осознанность поможет взять над привычкой верх и поступить правильно.
Итак, сформулируем первое правило по управлению привычкой быть хорошим.
Мы можем спрашивать себя: «Для кого я сейчас стараюсь быть или выглядеть хорошим, частью какой группы являюсь, из каких побуждений действую?»
Любое общество поощряет привычку быть хорошим. Но разные общества делают это по-разному. Так, в Германии важнее быть хорошим для властей и люди без угрызений совести пишут жалобы в муниципалитет на громкую музыку или плохо припаркованную машину соседей, даже если не конфликтуют с ними. У нас, наоборот, важнее быть хорошим для соседей, и стучат властям люди только в крайнем случае, когда отношения с соседями уже испорчены.
Культура многих российских компаний до сих пор не предусматривает возможности выложить карты на стол в рамках рабочих отношений, без конфликтов и скандалов. Многим бывает проще остаться хорошим для сослуживца, промолчав на заседании о его ошибке, хотя это отразится на общем деле. Точно так же люди не решаются выступать с интересными идеями, опасаясь вызвать неприязнь у коллег: «Выслуживается перед начальством!» Ситуация сложная. Стоит задуматься: если мы не готовы рискнуть своим спокойствием ради блага компании, просто получаем деньги, то есть равнодушны к результатам общего труда. Возможно, осознание этого факта приведет некоторых к смене работы.
Второе правило управления привычкой быть хорошим звучит так:
Иногда привычка быть хорошим мешает нашей или общей выгоде. Стоит рискнуть и оказаться не таким хорошим, чтобы получить больше или сделать вклад в общее дело.
Элизабет Холмс казалась всему миру блестящим инноватором. Она создала перспективный стартап — компанию Theranos и обещала инвесторам, что вскоре разработает методику взятия медицинских анализов всего лишь по одной капле крови. Годы шли, инвестиции привлекались, но Холмс так и не смогла довести разработку до воплощения. Боясь потерять лицо, она объявила, что технология создана, и в течение нескольких лет обманывала инвесторов, фальсифицируя результаты анализов. Она продолжала «быть хорошей», но лишь до тех пор, пока ее не вывели на чистую воду.
Сиюминутное желание выглядеть получше — Fake it till you make it — здесь входит в противоречие с более долгосрочным и глубоким пониманием того, что такое «быть хорошим»: не использовать ложь, не пытаться выдать желаемое за действительное. Эта стратегия более выигрышная не только потому, что она соответствует нашим понятиям о честности и морали, но и потому, что она реалистичнее, а значит — надежнее.
Третье правило управления привычкой быть хорошим:
Если в вас конфликтуют два понимания того, как быть хорошим, выбирайте более стратегическое — то, которое работает на более длительном отрезке времени. В долгосрочной перспективе честность обычно работает лучше, чем заметание сора под ковер.
Почему некоторым людям привычка быть хорошим мешает сильнее, чем другим? Дело в чувствах, которые они испытывают. Если у вас низкая устойчивость к стыду, скорее всего, ваша привычка быть хорошим очень сильна.
В одной из авторских телепередач умный, саркастичный ведущий вел беседу с консервативно настроенным политиком, выступавшим за традиционные ценности. В ходе беседы ведущий ввернул: «Вы же, конечно, помните, что по этому поводу писал отец Пигидий?» — «Конечно, я знаком с трудами досточтимого отца Пигидия», — кивнул политик.
«Не думаю, — заметил ведущий, — ведь пигидий — это анальное отверстие у пауков». Ведущий хорошо изучил своего собеседника и знал, что ему было бы невыносимо стыдно признаться в каком угодно неведении. В результате тот получил двойную порцию стыда, да еще и в прямом эфире.
Виталий, генеральный директор одной из фармацевтических компаний, принадлежал к тем, кто в начале пандемии коронавируса писал и говорил о том, что COVID-19 не страшнее простого гриппа. Спустя полгода в новой рекламной кампании Виталий заявил, что первым в России стал трубить об опасности вируса, первым отправил сотрудников на удаленку и закупил тесты на антитела. Один из менеджеров, недавно ушедший в компанию-конкурент, немедленно опубликовал опровержение: выяснилось, что Виталий занимался отрицанием пандемии, пока не заболел сам и не заразил половину офиса, ну а тестов на антитела клиентам пришлось ждать больше месяца — за это время они давным-давно появились во всех лабораториях, кроме их собственной.
В общем-то нет ничего такого уж чудовищного в том, что Виталий не предвидел размаха пандемии. Он всего лишь человек и может ошибаться. Но в попытках исправить ошибку и оказаться хорошим он нагородил столько лжи, что это уже никак не могло пройти незамеченным.
Мы все делаем ошибки и не всегда можем быть хорошими. Но стыд заводит нас в еще худший тупик, чем сама ошибка. Поэтому нужно развивать стыдоустойчивость.
Итак, правило четвертое:
Развивайте стыдоустойчивость. Постарайтесь снизить интенсивность переживаний в момент, когда вам очень стыдно. Вы можете попробовать подготовиться к стыду заранее, чтобы не «проваливаться сквозь землю». Говорите о своих переживаниях с теми, кто вас точно не осудит. Искренность лучше всего помогает смягчить стыд.
Сама по себе привычка быть хорошим не вредна. Не нужно специально становиться стервой или злодеем, чтобы преуспеть. Причина того, что патентованные отличники не всегда преуспевают в жизни, не в их «хорошести», а в том, что, желая нравиться, они намеренно уступают другим, действуют против своих интересов, подавляют собственные инстинкты. Важно уметь в нужных случаях говорить «нет», отстаивать границы, требовать, не уступать, а иногда и делать шаг вперед. Это называется ассертивностью и вовсе не требует полного отказа от «хорошести» — просто нужно относиться к ней более гибко.
Виктор был убежден, что хороший человек должен всегда помогать ближнему. Коллеги хорошо знали об этом. Виктор частенько брал на себя их часть работы, щедро делился своими идеями. Другие получали бонусы, а он… чувствовал себя хорошим. Разумеется, никаких ответных жестов коллеги не делали, не дождался Виктор и простого «спасибо».
Однажды его уволили как наименее ценного сотрудника, и тогда Виктор понял, что его привычка быть хорошим обошлась ему слишком дорого. Теперь он живет по другим правилам, но стал циником, выгорел, разочаровался в людях. Этого могло бы не случиться, если бы Виктор не жертвовал своими интересами ради призрачной «репутации хорошего парня».
Пятое правило обращения с привычкой быть хорошим звучит так:
Научитесь ассертивности. Отстаивайте свои интересы, не уступайте, если не хотите. Быть хорошим необязательно значит быть паинькой!
Подробнее о книге «Контекст жизни» читайте в базе «Идеономики».