Site icon Идеономика – Умные о главном

Сухая критика: почему в экспертных отзывах мало эмоций

Кадр из мультфильма «Рататуй»

Многие из нас хотели бы иметь больше времени на увлечения — спорт, фильмы, книги, марочные вина, например.

За время, уделенное таким занятиям, мы часто накапливаем все больше и больше знаний о своих хобби. Например, заядлый футбольный болельщик изучает тонкости построения атакующей линии и стратегии. Любитель кино читает о структуре сценария или ракурсе камеры. Истинный ценитель вина подробно изучает влияние погоды на сорта винограда.

Кроме того, люди платят тысячи долларов за курсы, посвященные вину, кофе, музыке. Эти знания помогают определять предпочтения — например, более редкие вина — и эффективно искать новые продукты и впечатления. На самом деле, большинство исследований на сегодняшний день в значительной степени подчеркивают бесчисленные преимущества потребительского опыта.

Но есть ли какие-то недостатки в увеличении объема подобных знаний?

Оказывается, есть.

Чем больше экспертного опыта мы приобретаем в конкретной области, тем более «эмоционально оцепеневшими» можем стать. По иронии судьбы, рост знаний о страстном увлечении уменьшает эмоциональную составляющую страсти к нему.

Исследование, проведенное под руководством Мэтью Роклэйджа из Массачусетского университета в Бостоне, проливает свет на эту реальность. Мы изучили реальные обзоры и провели лабораторные эксперименты, включающие в себя более 700 тысяч потребителей и 6 млн наблюдений во всех областях, включая фильмы, фотографию, вино и пиво.

Хорошая новость заключается в том, что проблему эмоционального оцепенения, вызванного опытом, можно обойти.

Потеря чувства страсти

Были проведены четыре эксперимента и три полевых исследования, которые показали, что опыт ослабляет эмоциональные реакции.

Например, в одном исследовании мы проанализировали рецензии на фильмы с сайта RottenTomatoes.com за 13 лет, чтобы показать, что в отзывах экспертов (авторитетных журналистов) неизменно было меньше эмоций, чем в отзывах новичков. Чтобы измерить этот показатель, мы использовали Evaluative Lexicon — инструмент, специально разработанный для определения уровня эмоций в тексте.

В следующем исследовании участников попросили обозначить свой опыт в фотографии и оценить снимки, используя контрольный список прилагательных, варьирующихся по эмоциональности. Мы обнаружили, что чем больше у человека опыта, тем меньше эмоций в его реакциях на фотографии. Оказалось, что опыт сделал фотографии менее выразительными в глазах профессионалов.

Чтобы проверить эффект с точки зрения причинно-следственных связей, мы привлекли новых участников и предоставили части из них учебный модуль «Фотография 101», обучающий оценке фотографий. Затем попросили всех оценить снимки, как в предыдущем исследовании. Оказалось, что участники, получившие знания благодаря нашему ускоренному курсу, менее эмоционально реагировали на изображения.

В дополнительных исследованиях с вином и пивом, использовавших онлайн-данные, обнаружилось аналогичное влияние опыта на эмоции. В обоих случаях отзывы отдельных людей об этих напитках со временем становились менее эмоциональными — их растущие знания, основанные на опыте, притупляли эмоциональную реакцию на дегустацию.

Почему это происходит? С получением опыта внимание смещается с того, что вы чувствуете, на то, что знаете. Человек по умолчанию использует «когнитивную структуру» или знания, полученные в какой-либо области, вместо того, чтобы фокусироваться на эмоциональных элементах опыта. Это означает переход от «Мне нравится этот Каберне на вкус» к «Вкус этого Каберне отличается кислинкой с сильными нотками черной вишни». Эта когнитивная архитектура, по сути, занимает центральное место и вытесняет эмоциональные реакции, которые могли бы возникнуть у людей.

Эта работа объясняет несоответствие между рейтингами, выставленными критиками (то есть экспертами) и неспециалистами на популярных сайтах, таких как RottenTomatoes — основная аудитория часто равнодушно относится к фильмам, которые нравятся критикам, и наоборот. Опыт экспертов, возможно, сделал их более эмоционально безучастными к стоимости фильмов, а их позитивные оценки основываются на более тонких особенностях, в то время как «обычным людям» просто нравится то, что нравится.

Вернуть чувства

Хорошая новость заключается в том, что знания не обязательно уменьшают способность испытывать эмоции от увлечений. Есть ментальная «сыворотка», которая противодействует эмоциональному оцепенению опыта.

По предположению нашего первоначального исследования, приобретая опыт, мы по умолчанию применяем когнитивную структуру (знания), которая притупляет эмоции. Но в отдельном исследовании мы продемонстрировали, что этот результат обратим. Когда участников попросили сосредоточиться на чувствах, вызываемых фотографиями, которые им показывали, обладатели большого опыта демонстрировали тот же уровень эмоций, что и менее опытные коллеги.

Наши выводы имеют важное значение для повседневной жизни. Во-первых, можно бороться с эмоциональным оцепенением. Например, если вы увлечены вином и узнали кое-что о тонкостях дегустации, то используйте этот опыт избирательно. Возможно, он будет полезен на официальной дегустации или с другими любителями вина, но, выпивая бокал или два с другом, вы получите больше удовольствия, если откажетесь от экспертного мышления и дадите волю эмоциям.

Второй вывод заключается в том, что мнения экспертов, по иронии судьбы, не слишком влияют на реакцию потребителей из-за эффекта эмоционального оцепенения. Наша предыдущая работа показывает, что эмоции предсказывают поведение. Мы движимы чувствами, поэтому, если экспертные обзоры — на фильмы, книги или вино — отражают эмоциональное оцепенение, вполне вероятно, что они не повлияют на наш интерес к обсуждаемому предмету. Это объясняет такую разницу между экспертами и потребителями в рейтингах, упомянутых ранее. Конечно, в некоторых случаях люди доверяют менее эмоциональным экспертам, что делает это интригующим направлением для дальнейшего исследования.

В будущем мы сможем изучить обстоятельства, при которых даже эксперты проявляют более эмоциональную реакцию. Их обзоры могут послужить мощным маркером того, что конкретные фильмы или книги настолько трогательны, что смогли переломить когнитивную структуру профессионала.

Мы надеемся, что наши выводы помогут людям понять, почему страстное увлечение может привести к уменьшению эмоций, и что делать, чтобы потенциально противодействовать этой естественной реакции.

Источник

Exit mobile version