Site icon Идеономика – Умные о главном

Трудно быть Кевином: как имя влияет на личность человека

Фото: pidoubleg/Flickr

Возможно, вы размышляли, как по-разному ваши родители вас воспитывали — от теплоты и строгости до щедрости и напористости. Но скорее всего вы не задумывались о последствиях одного особенно важного подарка, который они вам преподнесли, — имени — и о том, нравится ли оно вам и как к нему относится общество в целом.

Родители часто мучаются при выборе имени для будущего ребенка. Это может казаться проверкой на креативность или способом выразить собственную индивидуальность через детей. Но многие родители не осознают до конца — я точно не осознавал — что выбор, который они делают в отношении имен своих детей, может сыграть определенную роль в том, как другие люди воспринимают их ребенка и, следовательно, каким человеком он станет.

«Поскольку имя используется для определения человека и ежедневного общения с ним, оно служит основой самовосприятия, особенно в привязке к другим людям», — говорит профессор менеджмента и предпринимательства Университета Аризоны Дэвид Чжу, который исследует психологию имен.

Конечно, нашу личность формируют многие факторы. Частично влияют гены. Огромную роль играет формирующий опыт, а также люди, с которыми мы общаемся, и, в конечном счете, роли, которые мы играем в жизни — на работе или в семье. На фоне всей этой динамики легко забыть о роли, которую играет имя — а это очень личное влияние, данное нам с рождения и обычно остающееся на всю жизнь (если мы не решим изменить его). Как сказал в 1961 году один из основателей психологии личности Гордон Олпорт, «самым важным якорем самоидентификации на протяжении всей жизни остается наше собственное имя».

На базовом уровне имена раскрывают подробности этнической принадлежности или других аспектов происхождения, что в мире социальных предубеждений чревато неизбежными последствиями (например, американское исследование, проведенное после терактов 11 сентября, показало, что у человека с арабским именем меньше шансов пройти собеседование, чем у обладателя «белого» имени, даже если их резюме абсолютно одинаковы). Это несправедливо во многих отношениях, особенно с учетом того, что имена не всегда надежно говорят о происхождении.

К этим последствиям не следует относиться легкомысленно, но на этом влияние имени не заканчивается. Даже в рамках одной культуры имена могут быть распространенными или редкими, могут иметь определенный положительный или отрицательный оттенок в своем значении, могут считаться привлекательными или немодными, вызывать отторжение (и эти взгляды могут меняться со временем вместе с модой). В свою очередь, эти особенности неизбежно влияют на отношение к нам других людей и на наше отношение к себе.

Исследование, проведенное в 2000-х годах под руководством американского психолога Джин Твенге, показало, что даже с учетом семейного бэкграунда и общей неудовлетворенности жизнью, у людей, которым не нравилось их имя, как правило, отмечалась более слабая психологическая адаптация. Это объясняется либо тем, что недостаток уверенности и самоуважения вызывал у них неприятие собственного имени, либо тем, что неприятие имени способствовало недостатку уверенности — «имя начинает символизировать нашу личность», пишут Твенге и ее соавторы.

Рассмотрим немецкое исследование, опубликованное в 2011 году, в котором пользователей сайта знакомств спрашивали, готовы ли они к свиданию, основываясь лишь на имени потенциального партнера. Йохен Гебауэр, ныне работающий в Университете Мангейма, и его коллеги, включая Вибке Неберих, обнаружили, что люди с именами, считавшимися в то время немодными (например, Кевин), чаще получали отказ, чем люди с более популярными именами (например, Александр).

Если ситуация со свиданиями в целом отражает отношение к этим людям на протяжении жизни, легко понять, как их имена повлияли на отношение к ним в целом и, в свою очередь, на то, какими людьми они стали. Действительно, новое исследование, также проведенное в Германии, показало, что участники менее склонны помогать незнакомцу с именем, которое они сочли негативным (Синди и Шанталь — два имени, получившие наиболее негативную оценку) по сравнению с обладателями имен, получившими положительную оценку (например, Софи и Мари).

Можно представить, как трудно быть теплым, доверчивым человеком (обладающим высокой «приятностью»), если в жизни вы неоднократно сталкиваетесь с отказами из-за своего имени. Другая часть исследования подтвердила это: люди с немодными именами, которым чаще отказывали, были менее образованными и имели более низкую самооценку — почти как если бы отказ, который они пережили на сайте знакомств, был отражением их жизненных успехов.

В других работах тоже говорится о пагубных последствиях непопулярных или негативно звучащих имен. Хуацзянь Цай и его коллеги из Института психологии в Пекине недавно сопоставили имена сотен тысяч людей с риском быть осужденными за преступления. Они обнаружили, что даже с учетом влияния фоновых демографических факторов, люди с именами, считающимися менее популярными или имеющими более негативный оттенок (например, в среднем оцениваемые как менее «теплые» или «моральные»), чаще оказывались замешанными в преступлениях.

Склонность к криминальному поведению можно рассматривать как косвенный признак того, что человек обладает низким уровнем приятности. Это также согласуется с представлением о том, что негативно звучащее или непопулярное имя настраивает человека на общественное отторжение и повышает риск развития неприятной личности.

По словам Цая, имена приводят к таким последствиям потому, что они влияют на то, как мы себя чувствуем и как к нам относятся другие люди. «Поскольку хорошее или плохое имя способно… привести к хорошим или плохим результатам, я советую родителям постараться дать ребенку хорошее имя с точки зрения их культуры», — говорит он.

До сих пор исследования указывали на очевидные болезненные последствия для обладателей негативного или непопулярного имени. Но некоторые недавние работы говорят и о потенциальных благоприятных результатах. Например, если у вас более «сонорное» имя, которое легко льется, как Марла (по сравнению с резкими именами, такими как Эрик или Кирк), то, скорее всего, люди будут считать вас более покладистым человеком, со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

Менее распространенное имя может быть нежелательным в краткосрочной перспективе (повышая риск отторжения и снижая привлекательность), но в долгосрочной перспективе оно может принести пользу, повысив чувство собственной уникальности. Рассмотрим еще одно новое исследование, проведенное Цаем и его командой в Институте психологии Пекина: они обнаружили, что редкие имена связаны с более высокими шансами на необычную карьеру, например, кинорежиссера или судьи.

«В раннем возрасте некоторые люди считают себя уникальными благодаря своим относительно необычным именам», — говорят исследователи, предполагая, что это чувство подпитывает «мотив оригинальности», который заставляет людей искать необычный карьерный путь, соответствующий их идентичности. Это в каком-то смысле напоминает так называемый «номинативный детерминизм»— идею о том, что значение имен влияет на жизненные решения (что, видимо, объясняет обилие неврологов по фамилии Брейн (мозг) и подобные забавные случаи).

Необычное имя может даже формировать более творческие и открытые взгляды, согласно исследованию, проведенному Чжу и его коллегами из Университета штата Аризона. Команда Чжу проверила имена руководителей более тысячи фирм и обнаружила, что обладатели более редких имен обычно применяли более оригинальные бизнес-стратегии, особенно если они также были более уверенными в себе по природе. Чжу приводит схожее с Цаем и его коллегами объяснение. «Руководители компаний с редкими именами ощущают, что они отличаются от коллег, и это мотивирует их на реализацию нетрадиционных стратегий», — говорит он.

Если вы — будущий родитель, то, возможно, размышляете, выбрать ли вам распространенное, популярное имя, что, возможно, повысит популярность и привлекательность ваших детей, или же назвать их оригинальными именами, что поможет им почувствовать себя особенными и действовать более творчески.

«И у обычных, и у необычных имен есть как преимущества, так и недостатки, поэтому будущие родители должны знать все плюсы и минусы, независимо от того, как они решат назвать ребенка», — советует Чжу.

Возможно, можно схитрить и получить лучшее из обоих миров, выбрав распространенное имя, которое легко изменить на нечто более оригинальное. «Если дать ребенку очень распространенное имя, окружающим, скорее всего, будет легче принять его в краткосрочной перспективе, — говорит Чжу. — Но родители должны помочь ребенку оценить свою уникальность, возможно, дав ему особое прозвище или часто подтверждая его уникальные особенности».

Источник

Exit mobile version