Site icon Идеономика – Умные о главном

«Кризис — это длинная дезинтеграция, на которую не обращали внимания»

Фото: dhc.by

«Покажите мне город, где жизнь течет без перемен, и я покажу вам место, где процент разводов низок. Покажите мне город, где происходят стремительные изменения, и я покажу вам место, где процент разводов высок», — говорит Ицхак Адизес, один из лучших в мире специалистов по повышению эффективности компаний. В книге «Управление в условиях кризиса» он рассказывает о том, почему глобальные изменения всегда неразлучно связаны с серьезными проблемами — как в бизнесе и политике, так и в жизни отдельных людей.

Любой объект представляет собой систему. Вы сами, будучи человеком, не исключение. Небо — это тоже система. Если вы астрофизик, вы имеете представление о системе, которая определяет траекторию перемещения звезд и взаимосвязь небесных тел.

Всякий раз сталкиваясь с системой, вы имеете дело с комплексом подсистем, которые ее составляют. А каждая подсистема включает собственные подсистемы и так далее до бесконечности.

Когда происходят изменения, подсистемы меняются не синхронно. Одни изменяются быстрее, другие медленнее. В результате возникают разрывы — одни составляющие отстают от других. Так называемые проблемы — проявление таких разрывов. Если мы ликвидируем эти разрывы недостаточно оперативно, проблемы превращаются в кризис.

Приведу пример. Сначала мы поговорим о человеке, а затем экстраполируем свои наблюдения на компании и на общество в целом. Любой человек представляет собой систему, состоящую из огромного количества подсистем. Так, ваша личность содержит физиологическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную составляющие.

Все эти компоненты вашего «я» далеко не всегда изменяются одновременно. Предположим, вам сорок семь лет и ваш организм — физиологическая подсистема — функционирует как нормальный организм сорокасемилетнего человека.

Однако, обладая телом сорокасемилетнего человека, интеллектуально вы можете быть семидесятилетним. Каким образом? Ваше образование и опыт значительно обширнее, чем у ваших сверстников. Вы мудрее своих лет. Люди часто называют вас «мудрым старцем».

Имея организм сорокасемилетнего и интеллект семидесятилетнего, эмоционально вы можете оставаться подростком. «Когда ты повзрослеешь? Ты ведешь себя как мальчишка!» — ворчит ваша жена.

При этом — будучи семнадцатилетним в эмоциональном плане, сорокасемилетним в физиологическом и семидесятилетним в интеллектуальном — возможно, вы еще не родились в плане духовном.

Это порождает проблемы. Почему? Потому что вам недостает целостности. Ваши подсистемы действуют вразнобой. Вы разваливаетесь на части. Несмотря на ваш интеллект и мудрость, вы ведете себя как ребенок. «Ему до сих пор не хватает зрелости!» — говорят о вас люди.

То же самое относится и к компании. Так в молодой компании отделы маркетинга и продаж стремительно меняют курс, откликаясь на изменения на рынке. Почему? Потому что им нужны клиенты. Для клиента они готовы на все. Если клиент хочет пойти налево, они идут налево, если тот предпочитает повернуть направо, они поворачивают направо. Им нужны деньги, поэтому они следуют за рынком.

В то время как маркетинг и продажи отличаются высокой гибкостью и способны быстро меняться, бухгалтерия обычно остается в каменном веке. Она меняется о-о-оочень ме-е-е-едленно, а служба персонала практически бездействует. Из-за этого в компании возникают проблемы, и, если она не обращает внимания на растущую дезинтеграцию, со временем ей придется поплатиться за это. Если дезинтеграция растет, чем быстрее компания выходит на новые рынки с новыми продуктами, тем меньше информации получает высшее руководство, а значит, тем чаще оно работает вслепую. Если информация неполна или искажена, руководство все чаще принимает некачественные решения, которые приводят к крупным финансовым потерям. Хотя продажи растут, прибыли падают, а руководители не понимают, в чем причина. А поскольку служба персонала безнадежно отстала от действительности, завтра компания будет нанимать людей, которые требовались вчера. Персонал не обучен, задачи не делегируются, а различные подразделения не контактируют между собой. Подсистемы компании движутся вперед с разной скоростью, а поскольку менеджмент интересуется исключительно рынком и игнорирует прочие подсистемы, у компании появляется масса проблем, на которые она наверняка не будет обращать внимания, пока те не перерастут в кризис. Это лишь вопрос времени.

Этим же закономерностям подчиняются и страны, в частности США. Экономическая/финансовая подсистема меняется, а технологическая подсистема меняется еще быстрее. Сегодня, в XXI веке, на свете живет больше ученых, чем насчитывалось на протяжении всей истории человечества. На XX век приходится больше инноваций, чем на всю историю цивилизации. Мы меняемся очень, очень быстро. Но хотя экономика меняется быстро, а технологии очень быстро, наши ценности меняются медленно. Это порождает социальные и политические проблемы.

Мы живем в «технологическом обществе» — термин, который в 1949 году ввел в употребление философ Жак Эллюль. В то время как технология развивается с головокружительной скоростью, наша система ценностей по-прежнему остается такой же, какой была в далеком прошлом. У нас появились атомные бомбы, но мы продолжаем воевать, ориентируясь на те же ценности, что и первобытные люди.

Изменения вызывают дезинтеграцию. И чем резче изменения, тем быстрее объект распадается на части. Покажите мне дом на побережье с частыми и резкими перепадами погоды, и я покажу вам дом, который разрушится быстрее обычного. В такой ситуации следует быть еще более предусмотрительным и уделять профилактическим мерам больше внимания, чем обычно. Если не делать этого, настанет кризис: дом станет непригодным для жилья.

Если у вас проблемы со здоровьем, пора идти к врачу: в вашем организме начался разлад. Если у вас психологические проблемы, что-то разладилось в вашей эмоциональной жизни. Если у вас семейные проблемы, разваливается ваша семья. Если у вас сломалась машина, вам прямая дорога в автосервис. Чем стремительнее изменения, тем быстрее разрушение и тем больше проблем ждет вас в будущем.

Речь идет не только о бизнесе. Причина любой проблемы — дезинтеграция. Всякий раз, когда у вас возникает проблема, что-то распадается на части.

Что мы говорим, когда беспокоимся о ком-то или о чем-то? «Этот человек просто разваливается». «Эта семья разваливается». «Эта компания разваливается». «Эта страна разваливается». Или иногда: «Он совсем расклеился». Все эти выражения обозначают дезинтеграцию.

Я обнаружил любопытную закономерность. Чем выше скорость изменений, тем выше процент разводов. Семьи распадаются. Компании распадаются. Государства распадаются. Покажите мне город, где жизнь течет без перемен, и я покажу вам место, где процент разводов чрезвычайно низок. Покажите мне город, где происходят стремительные изменения, и я покажу вам место, где процент разводов весьма высок. О какой бы системе мы ни говорили — о вас как о представителе рода человеческого, о семье, о бизнесе или об обществе, — любая из них подчиняется одним и тем же закономерностям.

Почему во время кризиса распадается так много семей? Потому что в такой период нужно решать проблемы быстро и разумно, а к этому готова далеко не каждая семья. Во-первых, супруги должны решить, что делать. При этом выявляется разница стилей. Один рассуждает так, другой иначе. Кроме того, существуют различия в потребностях и интересах, которые тоже делают свое дело. Все вместе вызывает колоссальный стресс, поскольку улаживать разногласия приходится в спешке, а это увеличивает стресс, а значит, усиливает боль.

Кризис — это проявление длительной дезинтеграции, на которую не обращали внимания. Если вы считаете это утверждение правильным, мы можем продолжать, поскольку согласие с диагнозом облегчит поиски лекарства.

Подробнее о книге «Управление в условиях кризиса» читайте в базе «Идеономики».

Exit mobile version