Карточки, особенно в цифровом исполнении, — одно из самых мощных средств обучения. Но они могут оказаться и пустой тратой времени.
Это мощный инструмент, так как извлечение информации из памяти и повторение — ключевые аспекты запоминания. Если вы хотите изучить тему, где нужно запомнить много информации, карточки помогут лучше всего. Мнемоника сейчас популярна, но для среднесрочных и долгосрочных целей лучше подойдут карточки.
Но с карточками легко потратить время впустую. Например, на запоминание того, что вам не нужно. А некоторые вещи учить по карточкам вообще невозможно.
Попробуем разобраться во всех этих противоречиях…
В пользу карточек
Работа с карточками основана на простой практике извлечения информации из памяти. На одной стороне вопрос, на другой — ответ. Пытаясь вспомнить ответ, прежде чем посмотреть на обратную сторону карточки, вы укрепляете в головном мозге связь между одним и другим.
Известно, что это один из самых эффективных методов обучения. Хотя карточки — не единственный способ, основанный на извлечении информации из памяти, они удобны для запоминания информации, богатой фактами и данными.
Системы интервального повторения, такие как Anki или Supermemo, улучшают эту базовую технику за счет автоматических проверок. Эффект интервала был известен еще на заре экспериментальной психологии. Есть четкое доказательство того, что повторения работают.
Считается, что при интервальном повторении проверки оптимально распределены. Экспоненциально увеличивающийся интервал между успешными повторениями позволяет добавлять новые карточки, при этом изучение материала перестает быть тяжким, неконтролируемым бременем. Несмотря на удобство метода, нет однозначных научных данных, что он лучше, чем повторения с одинаковыми интервалами.
Карточки также выгодно отличаются от мнемоники, которую часто изучают на курсах улучшения памяти. Мнемотехника обычно имеет несколько более узкое приложение, и, поскольку она полагается на декларативную систему памяти, то приводит к менее автоматическим и устойчивым воспоминаниям, чем практика интервального извлечения из памяти нужной информации. Конечно, лучше, если вы можете делать и то, и другое. Но если бы мне пришлось выбирать, с чего начать, я бы сначала попробовал карточки.
У карточек есть много страстных защитников в интернете, поэтому, если вы немного погуглите информацию о методах обучения, то, скорее всего, наткнетесь на людей, которые сделали Anki незаменимым инструментом для изучения языков, медицины, математики и многого другого.
Недостатки карточек
Но если карточки так полезны, и их принципы так хорошо обоснованы с научной точки зрения, в чем тогда проблема?
При использовании карточек можно угодить в несколько ловушек:
- Вы берете готовые колоды, не редактируете их и не делаете свои собственные.
- Вы плохо оформляете карты. Это приводит либо к запоминанию бесполезных вещей, либо к тому, что вы не запоминаете то, что вам действительно нужно.
- Запоминание заменяет понимание.
- Карточки заменяют реальную практику.
Давайте кратко рассмотрим каждую из этих ловушек.
1. Готовые карточки
Привлекательность готовых карточек очевидна: создание собственной колоды требует времени, поэтому покупка готового материала может сэкономить десятки часов. Но есть и обратная сторона медали — многие покупные колоды ужасны и работают только после значительного редактирования.
Одним из ресурсов, которые я использовал при изучении китайского, были колоды освоения китайских иероглифов. Это были серии по 10 карточек со встроенным звук и картинками. И их было много — более 10 тысяч.
Вот только набор имел массу проблем. Язык был довольно формальным для начинающих, в результате я выучил много не очень распространенных фраз (и, следовательно, меня неправильно понимали). Также имелись проблемы с произношением.
Я не жалею потраченного времени, но мне пришлось серьезно переработать колоду (и выбросить испорченные карточки). Однако не всем так везет. Покупные карточки обычно отнимают больше времени, чем создание собственных.
2. Плохой дизайн карточек
Создать хорошую карточку — это тонкое искусство:
- На каждый вопрос должен быть один и только один правильный ответ. (То, с чем были проблемы в моей китайской колоде).
- Вопросы должны иметь как можно меньше ненужного контекста и не быть избыточными. Словарное слово само по себе или использованное в нескольких предложениях (на разных карточках) лучше, чем целое предложение. Почему? Потому что вы учитесь предсказывать ответ на основе окружающего контекста, даже если его нет, когда вам нужно использовать его в реальной жизни.
- Вопросы должны быть простыми. Карточки не подходят для решения сложных задач. Лучше разбить сложные проблемы на несколько этапов или просто отказаться от использования карточек ради решения реальных проблем.
- Вопросы должны быть связаны с тем, что вам действительно нужно. То, что вы можете что-то запомнить, не означает, что это будет использовано в реальной жизни.
Небрежный способ создания карточек — просто скопировать и вставить материал из курсов в формате вопросов и ответов. Это быстро, но в итоге получается много карточек, которые нарушают изложенные выше правила. Результат — не память, а беспорядок.
3. Запоминание вместо понимания
Раньше я был ярым противником механического запоминания. Сейчас мои взгляды изменились, поскольку я вижу, что память и понимание, вероятно, последовательные вещи, а не совершенно разные. Для понимания часто требуется знание множества фактов, поэтому не следует рассматривать карточки как врагов осмысленного изучения.
Тем не менее, часто люди пытаются заменить сложную задачу понимания системой запоминания. Например, трудности с изучением идей глубокого программирования заменяются карточками для запоминания синтаксиса. Но синтаксис довольно легко найти, а идеи сложны, так что здесь обратные приоритеты.
Похоже, есть люди, которые могут изучать концептуальные предметы с помощью карточек. Однако я не считаю, что в целом это хороший подход. Для многих глубоких предметов первым шагом должно быть решение множества задач, а карточки используются для усвоения сложных деталей, о которых часто забывают.
4. Изготовление карточек вместо реальной практики
Фетишизация карточек достигает предела в кругах, изучающих языки. Я говорю это как человек, который собирал колоды из десятков тысяч карт.
Логика, кажется, такая: в языках нужно много запоминать, карточки хороши для запоминания, поэтому, если я просто сделаю много карточек, я буду свободно говорить на чужом языке.
Проблема этой логики заключается в слове «просто». Карточки отлично подходят для запоминания, но использовать язык намного сложнее, чем просто выплевывать переводы слов. В действительности говорить на языке труднее, чем по карточкам, так что они могут оказаться подменой реальной практики.
Мой собственный опыт использования дидактических карточек в изучении языков разнится. Я совсем не использовал их в испанском, так как обнаружил, что могу достаточно хорошо запоминать слова из реальных разговоров. При изучении китайского я использовал их активно, но всегда вместе с реальными разговорами. Мой более поздний македонский проект был чем-то средним — я сделал гораздо меньшую колоду примерно из 2 000 карточек, что было действительно полезно для словарного запаса, но в целом время, потраченное на карточки, составило лишь малую часть общего времени изучения.
Стоит ли использовать карточки?
Если вы никогда раньше не использовали систему интервального повторения и вам нужно изучить предмет, требующий интенсивного запоминания (язык, право, медицина и т. д.), вероятно, ответ утвердительный. Вы должны хотя бы дать карточкам шанс, потому что они действительно намного превосходят методы пассивного изучения, которые обычно используют студенты.
Если вы пробовали карточки раньше, и они вам не понравились, то это были плохо разработанные карточки, либо в данном случае лучше подошли бы другие формы изучения. Всегда существует риск неверно использовать инструмент и решить, что он не работает. Но часто можно наблюдать и чрезмерный энтузиазм со стороны приверженцев определенной техники.
Если вы поклонник дидактических карточек, я бы рекомендовал продолжать их использование, но с осторожностью. Работаете ли вы над пониманием в тех областях, которые в этом нуждаются? Используете ли вы карточки вместо реальной практики для освоения сложных навыков, таких как разговорная иностранная речь или постановка диагноза?
Мое отношение к карточкам схоже с моими взглядами на большинство методов обучения. Они хорошо работают при правильном использовании. Главное прислушиваться к себе и понимать предмет достаточно, чтобы определить, что уместно, а что нет.