Site icon Идеономика – Умные о главном

Берущий, дающий или обменивающий: каков ваш стиль взаимодействия?

Кадр из фильма «Целитель Адамс»

Одни люди помогают только тогда, когда это приносит пользу им самим, другие — на взаимовыгодной основе, а третьи щедро тратят свое время и энергию, не требуя ничего взамен. Независимо от того, личные это отношения или профессиональные, берущие, дающие и обменивающие получают разные плоды. Удивительно, но самые радикальные результаты — у дающих. А вы берущий, дающий или обменивающий? И как можно изменить свой стиль взаимодействия, чтобы оказать положительное влияние на работу, отношения и мир в целом?

Берущие, дающие, обменивающие

В книге «Брать или отдавать?» психолог и профессор Уортона Адам Грант делит людей на три группы: берущие, дающие и обменивающие. Он объясняет: «Берущие стремятся получить от других как можно больше, обменивающие строят отношения взаимовыгодно, а дающие — это редкая порода людей, которые приносят пользу другим, не ожидая ничего взамен».

Конечно, большинство людей не относятся строго к одному типу взаимодействия. «Отдавать, брать и обменивать — это три основных стиля социального взаимодействия, но между ними нет четких границ. Вы можете обнаружить, что переходите от одного стиля взаимоотношения к другому в зависимости от разных рабочих ролей и отношений». Например, вы можете быть дающим, наставляя менее опытного коллегу, берущим — принимая участие в переговорах о зарплате, а также обменивающим — когда делитесь советами по продуктивности с другом.

Но стиль взаимодействия с друзьями и коллегами может быть осознанным выбором, а не автоматической реакцией. Адам Грант объясняет: «Каждый раз, когда мы взаимодействуем с другим человеком на работе, у нас есть выбор: постараться ли получить как можно большую ценность или внести свой вклад, не беспокоясь о том, что получим взамен?»

Влияние способности отдавать

Стоит ли быть дающим? Кажется, умение дарить действительно оказывает положительное влияние на организационном уровне. Натан П. Подсакофф и его команда из Университета Аризоны провели метаанализ 38 исследований, охвативших более 3500 бизнес-отделов, и обнаружили, что компании с культурой щедрости — которую они называют «организационным гражданским поведением» — чаще демонстрируют более высокую производительность, эффективность, удовлетворенность клиентов, а также сниженные издержки.

Но каковы индивидуальные последствия для дающего? Ответ довольно неожиданный. Дающие чаще всего находятся либо на самом высоком, либо на самом низком уровне организации. «Худшие и лучшие исполнители — это дающие, а берущие и обменивающие с большей вероятностью попадают в середину. (…) Дающие доминируют на вершине и на самом низу лестницы успеха. Если проанализировать связь между стилями взаимоотношений и успехом в разных профессиях, дающие с большей вероятностью оказываются чемпионами, а не только простофилями».

Как видите, дающие встречаются реже, чем берущие и обменивающие, а их результаты кардинально отличаются. В то время как низкоэффективные дающие говорят «да» всему в ущерб собственной работе, что отрицательно сказывается на их тайм-менеджменте, реализации проекта, коммуникации и производительности в целом, умные дающие обращают внимание на то, что лучше для организации, а не только для человека, которому нужна помощь. В результате они высоко ценятся и умеют быть полезными коллегам, оказывая при этом положительное влияние на организацию.

Кроме того, дающие получают больше поддержки от коллег на пути к успеху. «Когда дающие достигают успеха, происходит кое-что особенное: успех распространяется и нарастает каскадом. Когда успех приходит к берущим, кто-то другой обычно оказывается в проигрыше. Исследования показывают, что люди завидуют успешным берущим и ищут способы подставить их. И наоборот, когда дающие (…) преуспевают, люди их поддерживают, а не стараются навредить. Успех дающих создает волновой эффект, повышая успешность окружающих их людей».

По сути, успешные дающие создают беспроигрышные ситуации: сами они добиваются успеха, их коллеги продвигаются наверх, а компания работает лучше.

Как быть умным дающим

Если ваша цель — умеренный успех, вы можете быть берущим или обменивающим. Но если вы хотите стать одним из самых эффективных членов организации или оказать положительное влияние на мир и наладить взаимовыгодные отношения с окружающими людьми, попытайтесь стать умным дающим.

Эти стратегии полезны для всех, но особенно для низкоэффективных дающих, которые тратят слишком много времени и энергии на оказание разрозненной помощи, что негативно сказывается на их собственной работе и отношениях. Какого бы стиля взаимоотношений вы ни придерживались, помните, что это выбор: можно проявить мудрую щедрость, стать умным дающим и создать вокруг себя положительный волновой эффект.

Источник

Exit mobile version