Берущий, дающий или обменивающий: каков ваш стиль взаимодействия?

Берущий, дающий или обменивающий: каков ваш стиль взаимодействия?

Основательница Ness Labs Энн-Лаура Ле Канф размышляет о том, как помогать другим с большей пользой

Лидерство Саморазвитие
Кадр из фильма «Целитель Адамс»

Одни люди помогают только тогда, когда это приносит пользу им самим, другие — на взаимовыгодной основе, а третьи щедро тратят свое время и энергию, не требуя ничего взамен. Независимо от того, личные это отношения или профессиональные, берущие, дающие и обменивающие получают разные плоды. Удивительно, но самые радикальные результаты — у дающих. А вы берущий, дающий или обменивающий? И как можно изменить свой стиль взаимодействия, чтобы оказать положительное влияние на работу, отношения и мир в целом?

Берущие, дающие, обменивающие

В книге «Брать или отдавать?» психолог и профессор Уортона Адам Грант делит людей на три группы: берущие, дающие и обменивающие. Он объясняет: «Берущие стремятся получить от других как можно больше, обменивающие строят отношения взаимовыгодно, а дающие — это редкая порода людей, которые приносят пользу другим, не ожидая ничего взамен».

  • Берущие. Они сфокусированы на себе и помогают другим только стратегически, когда выгода для них самих перевешивает личные затраты. «У берущих есть отличительная черта: им нравится получать больше, чем отдавать. Они ставят свои интересы выше потребностей других», — пишет Адам Грант.
  • Дающие. С другой стороны, дающие помогут всегда, когда польза для других превышает их личные затраты. «На работе дающие — относительно редкая порода. Они предпочитают отдавать больше, чем получать. В то время как берущие сосредоточены на себе и оценивают выгоду, дающие ориентированы на окружающих и уделяют больше внимания тому, что другим людям нужно от них», — отмечает Грант.
  • Обменивающие. Наконец, обменивающие стремятся сохранить баланс между тем, что они дают и что получают. «Обменивающие действуют по принципу справедливости: помогая другим, они защищают себя. Если вы обменивающий, то вы придерживаетесь подхода «ты — мне, я — тебе», и на ваши отношения влияет даже обмен любезностями».

Конечно, большинство людей не относятся строго к одному типу взаимодействия. «Отдавать, брать и обменивать — это три основных стиля социального взаимодействия, но между ними нет четких границ. Вы можете обнаружить, что переходите от одного стиля взаимоотношения к другому в зависимости от разных рабочих ролей и отношений». Например, вы можете быть дающим, наставляя менее опытного коллегу, берущим — принимая участие в переговорах о зарплате, а также обменивающим — когда делитесь советами по продуктивности с другом.

Но стиль взаимодействия с друзьями и коллегами может быть осознанным выбором, а не автоматической реакцией. Адам Грант объясняет: «Каждый раз, когда мы взаимодействуем с другим человеком на работе, у нас есть выбор: постараться ли получить как можно большую ценность или внести свой вклад, не беспокоясь о том, что получим взамен?»

Влияние способности отдавать

Стоит ли быть дающим? Кажется, умение дарить действительно оказывает положительное влияние на организационном уровне. Натан П. Подсакофф и его команда из Университета Аризоны провели метаанализ 38 исследований, охвативших более 3500 бизнес-отделов, и обнаружили, что компании с культурой щедрости — которую они называют «организационным гражданским поведением» — чаще демонстрируют более высокую производительность, эффективность, удовлетворенность клиентов, а также сниженные издержки.

Но каковы индивидуальные последствия для дающего? Ответ довольно неожиданный. Дающие чаще всего находятся либо на самом высоком, либо на самом низком уровне организации. «Худшие и лучшие исполнители — это дающие, а берущие и обменивающие с большей вероятностью попадают в середину. (…) Дающие доминируют на вершине и на самом низу лестницы успеха. Если проанализировать связь между стилями взаимоотношений и успехом в разных профессиях, дающие с большей вероятностью оказываются чемпионами, а не только простофилями».

Как видите, дающие встречаются реже, чем берущие и обменивающие, а их результаты кардинально отличаются. В то время как низкоэффективные дающие говорят «да» всему в ущерб собственной работе, что отрицательно сказывается на их тайм-менеджменте, реализации проекта, коммуникации и производительности в целом, умные дающие обращают внимание на то, что лучше для организации, а не только для человека, которому нужна помощь. В результате они высоко ценятся и умеют быть полезными коллегам, оказывая при этом положительное влияние на организацию.

Кроме того, дающие получают больше поддержки от коллег на пути к успеху. «Когда дающие достигают успеха, происходит кое-что особенное: успех распространяется и нарастает каскадом. Когда успех приходит к берущим, кто-то другой обычно оказывается в проигрыше. Исследования показывают, что люди завидуют успешным берущим и ищут способы подставить их. И наоборот, когда дающие (…) преуспевают, люди их поддерживают, а не стараются навредить. Успех дающих создает волновой эффект, повышая успешность окружающих их людей».

По сути, успешные дающие создают беспроигрышные ситуации: сами они добиваются успеха, их коллеги продвигаются наверх, а компания работает лучше.

Как быть умным дающим

Если ваша цель — умеренный успех, вы можете быть берущим или обменивающим. Но если вы хотите стать одним из самых эффективных членов организации или оказать положительное влияние на мир и наладить взаимовыгодные отношения с окружающими людьми, попытайтесь стать умным дающим.

  • Измените свое мышление. Проанализируйте свой взгляд на работу и отношения с друзьями и семьей. Задайтесь вопросом, на кого конкретно влияет ваша работа в профессиональном контексте. Как это воздействует на опыт коллег и клиентов? Как можно поступить, чтобы в выигрыше оказывались все? Вместо того, чтобы быть сосредоточенным на себе, как берущий, или идти на сделки, как обменивающий, подумайте о «растущем пироге», где каждый может извлечь выгоду из вашего успеха.
  • Помогайте с умом. Проблема, с которой сталкиваются низкоэффективные дающие, заключается в том, что они не уделяют должного внимания тому, как они помогают. Отслеживание своего влияния не означает, что вам нужно стать берущим и помогать только тогда, когда это приносит вам выгоду, или превратиться в обменивающего и помогать только при условии получения равноценной пользы. Скорее, нужно убедиться, что вы помогаете достичь целей, которые полезны в целом, а не только отдельному человеку. Спросите себя: хорошо ли это для компании, для клиентов, для команды? В личном контексте спросите: хорошо ли это для группы друзей, семьи или отношений в целом? Если ответ отрицательный, попробуйте найти более правильное решение.
  • Отслеживайте свое влияние. Время от времени устраивайте самоанализ: как вы помогали в прошлом и каков был результат. Кому в конечном итоге была полезна ваша помощь? Всего лишь одному человеку, который, возможно, был берущим? Или она оказала более широкое положительное воздействие, что оправдывает время и энергию, которые вы потратили? Если вы чувствуете, что ваше влияние было не таким положительным, как вы ожидали, обдумайте, почему, и как можно поступить мудрее в следующий раз, когда вас попросят о помощи — чтобы ваше участие было максимально полезным.

Эти стратегии полезны для всех, но особенно для низкоэффективных дающих, которые тратят слишком много времени и энергии на оказание разрозненной помощи, что негативно сказывается на их собственной работе и отношениях. Какого бы стиля взаимоотношений вы ни придерживались, помните, что это выбор: можно проявить мудрую щедрость, стать умным дающим и создать вокруг себя положительный волновой эффект.

Источник

Свежие материалы