Site icon Идеономика – Умные о главном

Исследование: позитивные эмоции формируют более устойчивые взгляды

Фото: Phil Wareham1/Flickr

Эмоциональные состояния могут быть мимолетными и в некоторой степени необъяснимыми — вот вы чувствуете себя прекрасно, а в следующую минуту теряете самообладание, иногда без видимой причины. Кажется, что и мнения, основанные на эмоциях, скорее всего, будут столь же мимолетными: если во время участия в опросе или написании отзыва на продукт у вас плохое настроение, то, безусловно, выраженная позиция будет так же неустойчива.

Но, согласно серии исследований Мэтью Д. Роклэйджа из Массачусетского университета в Бостоне и Эндрю Латтрелла из Государственного университета Болла, это совсем не так. Напротив, по их мнению, отношения, основанные на эмоциях, на самом деле более стабильны: чем эмоциональнее мнение, тем меньше оно изменяется с течением времени.

В первом исследовании участников попросили подумать о трех подарках, которые они недавно получили, а затем выбрать из списка прилагательное, описывающее их отношение к подарку. В списке были явно негативные, явно позитивные и нейтральные слова, такие как «удивительный», «скучный», «ужасающий» или «ценный». Участники перечислили всевозможные подарки, начиная от электрических зубных щеток и заканчивая фигурками из «Звездных войн».

Через месяц участников попросили вспомнить о тех же подарках и снова выбрать прилагательные, отражающие чувства по отношению к ним. После второй части исследования прилагательные, выбранные участниками, были закодированы по положительной или отрицательной коннотации, экспрессивности и эмоциональности. (Хотя эти определения могут показаться похожими, но эмоциональность связана с тем, насколько отношение основано на эмоциях, в то время как экспрессивность измеряет степень положительного или отрицательного отношения. Например, слово «выдающийся» имеет высокую эмоциональность, но низкую экспрессивность.)

Те участники, которые выбрали более экспрессивные прилагательные, положительные или отрицательные, с меньшей вероятностью изменяли валентность слов, используемых для описания  подарков во второй части исследования. И чем больше отношение было основано на эмоциях, тем меньше оно менялось. Второе исследование, посвященное отношению к брендам, также показало, что эмоциональные оценки со временем изменяются меньше.

Третье исследование изучало формирование взглядов в более естественной обстановке: отзывы о товарах, опубликованные в интернете. Команда собрала все отзывы обо всех ресторанах Чикаго за двенадцать лет и отобрала тех рецензентов, кто опубликовал более одного отзыва об одном и том же заведении. Затем команда проанализировала эмоциональную коннотацию отзывов и измерила отличия в количестве звезд в каждый момент времени.

Как и в предыдущих исследованиях, положительная эмоциональность последовательно предсказывала меньшие изменения позиции с течением времени, а отрицательная эмоциональность — нет. Положительная экспрессивность также предсказывала меньшее изменение отношения, в то время как отрицательная говорила о больших переменах.

В последнем исследовании выяснялось, действительно ли воздействие сообщений, вызывающих эмоции, увеличивает вероятность того, что у людей сформируется устойчивое отношение. Для этого участникам рассказали о вымышленном водном животном под названием «лемфур». Одним участникам дали прочитать текст о трогательной встрече этого существа с дайвером — чтобы вызвать сильные эмоции. Другие читали фактический текст о лемфуре, похожий на запись в энциклопедии, что соответствовало низкому уровню эмоций.

После прочтения текстов участники выразили свое отношение к животному, выбрав слова из того же списка прилагательных, который использовался в первом исследовании. В последующих исследованиях в течение следующих нескольких дней участники снова выбирали прилагательные.

Тот, кто находился в более эмоциональном состоянии, чаще проявлял более эмоциональную и более экспрессивную реакцию на животное, а отношение к существу не сильно менялось с течением времени.

В целом эмоциональные реакции были связаны с более устойчивым отношением. Примечательно, что особенно сильное влияние оказывает положительная эмоциональность. Об этом полезно знать при создании сообщений общественного здравоохранения или других попытках изменить отношение — вызов положительных, а не отрицательных эмоций, таких как стыд, более полезно. Впрочем, пока неизвестно, оказывают ли положительные эмоции подобное влияние на реальное поведение, а не только на мнение.

Источник

Exit mobile version