«Я быстро учусь». — Все соискатели, с которыми я проводил собеседования
Это утверждение настолько часто встречается в резюме и на собеседованиях, что почти полностью потеряло всякий смысл.
Кажется, абсолютно каждый приписал себе умение «быстро учиться».
Всегда подозрительно, когда большинство людей заявляют, будто они владеют каким-то навыком выше среднего — вспомните популярный пример про водителей в США, 73% которых считают, что их навыки вождения выше среднего.
Отчасти люди верят, что быстро учатся, из-за эффекта Даннинга-Крюгера — то есть из-за склонности переоценивать собственные способности (особенно если на самом деле они находится на противоположном конце спектра навыков).
Но я считаю, что многие из этих людей заявляют, что быстро учатся — независимо от того, верят они в это или нет — просто потому, что считают, будто именно это хотят от них услышать.
Если погуглить «медленное обучение», то можно найти ряд «симптомов», по которым легко вычислить того, кто медленно учится, включая социальные и зрительно-моторные проблемы.
В культурном отношении мы явно заклеймили позором медленное обучение.
Каждый старается показать себя трудолюбивым, отличным командным игроком и человеком, способным легко решать проблемы, и наряду с этим считает скорость обучения прямолинейной метрикой — чем быстрее, тем лучше.
Но я считаю это чушью.
Я учусь медленно
Я сам на протяжении многих лет гонялся за идеалом быстрого обучения. Я думал, что должен учиться быстро, чтобы добиться успеха (или, по крайней мере, выглядеть умным в глазах другим).
Во время написания диссертации я заметил, что многие из сверстников усваивают новые концепции намного быстрее, чем я, и часто чувствовал себя медлительным и интеллектуально неполноценным.
Позже, покинув мир науки и погрузившись в мир стартапов, я регулярно чувствовал себя отстающим, когда коллеги осваивали новые навыки со скоростью, с которой я не мог сравниться.
Но со временем я кое-что заметил. Просто у меня другой стиль и подход к обучению. Моему мозгу нужно время и пространство для усвоения новых идей.
Мне потребовалось время, чтобы смириться с этим, но я не умею быстро учиться. На самом деле я учусь довольно медленно. И это нормально. На самом деле, я рад этому и принимаю это.
Хотя я не могу усваивать совершенно новые идеи так быстро, как другие, и особенно плохо умею «учиться в режиме реального времени» — вместо этого мне нужно время, чтобы осмыслить все в тихом уединении — я начал понимать, что в долгосрочной перспективе мое понимание было таким же глубоким, как и у тех, кто учится быстро, возможно, даже глубже. Более того, кажется, мне лучше удается реализовывать усвоенные концепции в виде инноваций и творчески соединять их с другими идеями.
Со временем, похоже, исчезает и преимущество в скорости моих быстро обучающихся коллег.
Я все так же медленно осваиваю по-настоящему новые идеи, но мой подход, подразумевающий выстраивание собственных мысленных шаблонов и обобщений, хоть и оставляет меня позади в текущем времени, позволяет на уровне интуиции понимать новые концепции, лежащие в промежутках между существующими знаниями — а тем, кто быстро учится, эти пространства приходится преодолевать с нуля каждый раз, когда они с ними сталкиваются.
Самый эффективный подход к обучению выглядит как отставание
Несколько месяцев назад я написал о своем подходе к ультрамарафонскому бегу.
В начале забега я всегда держусь в хвосте. Но по мере того, как тянутся часы и мили, я постепенно догоняю соперников, которые неверно оценили свой темп.
Похоже, мои подходы к обучению и бегу похожи. Я очень хорошо умею выбирать темп.
Столкнувшись с чем-то новым, я иногда чувствую, что отстаю. Прямо как в начале многих ультрамарафонов. Но это нормально. И не только нормально, но и может быть продуманной стратегией, если она вам подходит и вы используете ее в своих интересах.
Для меня важно было привыкнуть к отставанию и осознать, что чужая скорость — будь то поверхностное обучение или слишком быстрый бег — в конечном итоге может сыграть против них самих.
Теперь, получив докторскую степень по квантовой теории от одного из ведущих университетов мира, опубликовав бестселлер по личностному росту (в котором говорится о ценности медленного подхода не только в обучении), а также добившись многих целей, достойных гордости, я вполне доволен и уверен в своем подходе к обучению.
Я не просто смирился с этим, я искренне считаю, что многие мои достижения произошли не вопреки медленному обучению, а благодаря ему.
Как гласит старая военная пословица, «медленно — значит плавно, а плавно — значит быстро».
Думаю, многим из нас следует признать, что мы медленно учимся, и гордиться этим. Возможно, это самый быстрый путь к мастерству и успеху.
Не будьте коллекционером приемчиков
«Самое эффективное обучение выглядит неэффективным, так как кажется, будто ты отстаешь». — Дэвид Эпштейн
Все хотят быстрых результатов.
Вместо того, чтобы тратить много часов на изучение и размышления, мы хотим быстрого и легкого успеха, а в идеале — чтобы он был как можно более заметным для других. Но, как отмечает Дэвид Эпштейн в своей книге «Универсалы. Как талантливые дилетанты становятся победителями по жизни», «для знаний, которые одновременно долговечны (они закрепляются) и гибки (их можно широко применять), быстрота и легкость — это как раз проблема».
Это относится не только к бизнесу, но и к другим сферам, например, к спорту.
В частности, в боевых искусствах, где «прогресс» отмечается по оценкам и цветным поясам, многие люди хотят быстро выучить как можно больше необычных приемов, но не желают тратить время, чтобы терпеливо изучить основы, например, правильную механику тела.
Международный мастер по шахматам, а также чемпион мира по боевым искусствам Джош Вайцкин называет этих людей «коллекционерами приемчиков».
Во время учебы в университете я был капитаном университетского клуба кендо (по сути, это японская версия фехтования). В начале каждого года в наш клуб записывались от 50 до 70 новых студентов, потому что это выглядело круто и они хотели носить доспехи и бить людей палками.
Однако энтузиазм очень быстро подвергался испытанию. Наш сенсей в очень старой японской манере не позволял никому даже прикасаться к бамбуковому мечу в первые несколько месяцев. Вместо этого основное внимание уделялось работе ног.
Каждый год на первые 1-2 занятия приходили более 50 человек, а затем за несколько недель количество участников становилось менее 10. Но я благодарен нашему сенсею за это. Это не позволяло людям стать коллекционерами приемчиков и закладывало в них прочный фундамент, прежде чем начинались сложные тренировки. И очень эффективно отсеивало тех, кто не был по-настоящему заинтересован.
В превосходной книге «Искусство обучения» Вайцкин представляет идею, которую он называет «построением меньших кругов»: изучая технику боевых искусств, начинайте с очень больших и медленных движений и тренируйте их на протяжении нескольких недель или даже месяцев, пока они не станут естественными и вы полностью не расслабитесь. Движение должно быть скорее ощущением, чем сознательным усилием.
Для меня это одно из ключевых различий между медленным и быстрым обучением. Многие из моих самых ценных знаний носят почти инстинктивный характер — то, чего нет у быстро обучающихся людей.
Как только вы разовьете правильные ощущения и инстинкты посредством медленной практики, можно постепенно делать движения все меньше и меньше, концентрировать их и ускорять, не теряя при этом ощущений.
«Глубина превосходит ширину в любой день недели, потому что она открывает канал для неосязаемых, бессознательных, творческих компонентов нашего скрытого потенциала». — Джош Вайцкин
Правильная практика помогает ускорить этот процесс, но нельзя торопиться — нет быстрых путей. Пустые приемы накапливаются быстро, но для истинного мастерства требуется время.
Не соревнуйтесь с машинами
Коллекционеры приемчиков не ограничиваются единоборствами или физическими упражнениями. Мы находим их и в умственных дисциплинах, и в бизнесе.
И в промышленности, и даже для некоторых работников умственного труда, очевидна ценность быстрого накопления навыков. Но она стремительно уменьшается.
Быстрота хорошо подходит для жесткого и основанного на правилах обучения, идеального для машин и алгоритмов. Если вы хотите посоревноваться с машинами на их поле, удачи.
Но, как известно, у ИИ плохо — и, вероятно, так будет еще долгое время — с гибкостью, креативностью и инновациями.
Иногда из-за их абсолютной сложности может показаться, что алгоритмы, подобные GPT-3, креативны и демонстрируют «понимание», но на самом деле они представляют собой (очень яркую) форму статистического анализа, который по определению — шаблонное мышление (если это вообще можно назвать мышлением).
Кроме того, быстрое обучение, как и машинное, может быть чрезвычайно хрупким и ограниченным.
Вместо того, чтобы усваивать концепции и учиться интуитивно их распознавать, люди запоминают конкретные факты и процедуры и учатся применять фиксированные правила. Если ситуация хоть немного меняется, вы сразу же выходите из зоны комфорта и спотыкаетесь.
С другой стороны, человек с более интуитивным подходом — построенным медленно и с акцентом на основы до того, как «делать меньшие круги» — не испытывает проблем с вариациями. Фактически, неожиданная ситуация может даже вызвать новые вершины творчества и понимания.
То, что для быстро обучающегося человека выглядит полностью изолированными островками знаний, для того, кто учится медленно, представляется взаимосвязанным морем идей и возможностей. По мере освоения дисциплины на интуитивном уровне, мы перестаем видеть отдельные ее части и начинаем видеть отношения, связи и возможности.
Креативность и адаптивность (которые сильно отличаются от псевдоадаптивности быстрого получения хрупких знаний) — два наиболее ценных навыка в работе будущего, где люди трудятся бок о бок с искусственным интеллектом и автоматическими технологиями.
Медленное обучение гораздо больше способствует инновациям, позволяя не только глубже понять, но и попутно синтезировать собственные идеи.
Если вы объединяете существующий опыт из различных сфер, использование медленного подхода к обучению повышает вероятность увидеть связи между ними (опять же, то, с чем ИИ плохо справляется) и узнавать новое уникальным для вас способом, а не просто заучивая правила и определения.
Кроме того, перерыв между учебными занятиями не только помогает закрепить изученное, но и дает подсознанию достаточно возможности и времени, чтобы поиграть с новыми идеями и интегрировать их в общую картину.
Таким образом, медленный подход к обучению открывает путь к инновациям.
Понимайте себя и опирайтесь на свои сильные стороны
Я не говорю, что люди не способны учиться быстро и что каждый обязательно должен стремиться к медленному обучению.
Как и в случае с интровертами и экстравертами, можно найти преимущества от нахождения в любом месте спектра (и вы даже можете колебаться между ними в зависимости от сферы или ситуации).
Но пользу вы извлечете только в том случае, если поймете, в чем ваша слабость, и будете использовать сильные стороны, а не делать то, что, по вашему мнению, от вас ожидают.
По аналогии с экстравертами и интровертами, наша культура, кажется, отдает предпочтение одному концу спектра, побуждая нас быть быстрее (более экстравертными), если мы медлительны (интроверты). Но пора это изменить и избавиться от чувства вины или неполноценности.
Дэвид Эпштейн сказал об этом лучше всего:
«Один совет: не чувствуйте себя отстающими».
Мне потребовалось время, чтобы осознать, что я медленно учусь, но вместо того, чтобы конкурировать с теми, кто учится быстро (или с машинами), я принял свой собственный медленный стиль.
Если вы когда-нибудь говорили, что быстро учитесь, я бы посоветовал вам ненадолго остановиться и спросить себя, правда ли это на самом деле. Если ответ отрицательный, не думайте, что нужно скрывать этот факт. Используйте это как силу.
Гордитесь тем, что учитесь медленно.