Site icon Идеономика – Умные о главном

Некуда спешить: можно ли считать преимуществом умение быстро учиться?

Фото: Paul Hewart/Unsplash

«Я быстро учусь». — Все соискатели, с которыми я проводил собеседования

Это утверждение настолько часто встречается в резюме и на собеседованиях, что почти полностью потеряло всякий смысл.

Кажется, абсолютно каждый приписал себе умение «быстро учиться».

Всегда подозрительно, когда большинство людей заявляют, будто они владеют каким-то навыком выше среднего — вспомните популярный пример про водителей в США, 73% которых считают, что их навыки вождения выше среднего.

Отчасти люди верят, что быстро учатся, из-за эффекта Даннинга-Крюгера — то есть из-за склонности переоценивать собственные способности (особенно если на самом деле они находится на противоположном конце спектра навыков).

Но я считаю, что многие из этих людей заявляют, что быстро учатся — независимо от того, верят они в это или нет — просто потому, что считают, будто именно это хотят от них услышать.

Если погуглить «медленное обучение», то можно найти ряд «симптомов», по которым легко вычислить того, кто медленно учится, включая социальные и зрительно-моторные проблемы.

В культурном отношении мы явно заклеймили позором медленное обучение.

Каждый старается показать себя трудолюбивым, отличным командным игроком и человеком, способным легко решать проблемы, и наряду с этим считает скорость обучения прямолинейной метрикой — чем быстрее, тем лучше.

Но я считаю это чушью.

Я учусь медленно

Я сам на протяжении многих лет гонялся за идеалом быстрого обучения. Я думал, что должен учиться быстро, чтобы добиться успеха (или, по крайней мере, выглядеть умным в глазах другим).

Во время написания диссертации я заметил, что многие из сверстников усваивают новые концепции намного быстрее, чем я, и часто чувствовал себя медлительным и интеллектуально неполноценным.

Позже, покинув мир науки и погрузившись в мир стартапов, я регулярно чувствовал себя отстающим, когда коллеги осваивали новые навыки со скоростью, с которой я не мог сравниться.

Но со временем я кое-что заметил. Просто у меня другой стиль и подход к обучению. Моему мозгу нужно время и пространство для усвоения новых идей.

Мне потребовалось время, чтобы смириться с этим, но я не умею быстро учиться. На самом деле я учусь довольно медленно. И это нормально. На самом деле, я рад этому и принимаю это.

Хотя я не могу усваивать совершенно новые идеи так быстро, как другие, и особенно плохо умею «учиться в режиме реального времени» — вместо этого мне нужно время, чтобы осмыслить все в тихом уединении — я начал понимать, что в долгосрочной перспективе мое понимание было таким же глубоким, как и у тех, кто учится быстро, возможно, даже глубже. Более того, кажется, мне лучше удается реализовывать усвоенные концепции в виде инноваций и творчески соединять их с другими идеями.

Со временем, похоже, исчезает и преимущество в скорости моих быстро обучающихся коллег.

Я все так же медленно осваиваю по-настоящему новые идеи, но мой подход, подразумевающий выстраивание собственных мысленных шаблонов и обобщений, хоть и оставляет меня позади в текущем времени, позволяет на уровне интуиции понимать новые концепции, лежащие в промежутках между существующими знаниями — а тем, кто быстро учится, эти пространства приходится преодолевать с нуля каждый раз, когда они с ними сталкиваются.

Самый эффективный подход к обучению выглядит как отставание

Несколько месяцев назад я написал о своем подходе к ультрамарафонскому бегу.

В начале забега я всегда держусь в хвосте. Но по мере того, как тянутся часы и мили, я постепенно догоняю соперников, которые неверно оценили свой темп.

Похоже, мои подходы к обучению и бегу похожи. Я очень хорошо умею выбирать темп.

Столкнувшись с чем-то новым, я иногда чувствую, что отстаю. Прямо как в начале многих ультрамарафонов. Но это нормально. И не только нормально, но и может быть продуманной стратегией, если она вам подходит и вы используете ее в своих интересах.

Для меня важно было привыкнуть к отставанию и осознать, что чужая скорость — будь то поверхностное обучение или слишком быстрый бег — в конечном итоге может сыграть против них самих.

Теперь, получив докторскую степень по квантовой теории от одного из ведущих университетов мира, опубликовав бестселлер по личностному росту (в котором говорится о ценности медленного подхода не только в обучении), а также добившись многих целей, достойных гордости, я вполне доволен и уверен в своем подходе к обучению.

Я не просто смирился с этим, я искренне считаю, что многие мои достижения произошли не вопреки медленному обучению, а благодаря ему.

Как гласит старая военная пословица, «медленно — значит плавно, а плавно — значит быстро».

Думаю, многим из нас следует признать, что мы медленно учимся, и гордиться этим. Возможно, это самый быстрый путь к мастерству и успеху.

Не будьте коллекционером приемчиков

«Самое эффективное обучение выглядит неэффективным, так как кажется, будто ты отстаешь». — Дэвид Эпштейн

Все хотят быстрых результатов.

Вместо того, чтобы тратить много часов на изучение и размышления, мы хотим быстрого и легкого успеха, а в идеале — чтобы он был как можно более заметным для других. Но, как отмечает Дэвид Эпштейн в своей книге «Универсалы. Как талантливые дилетанты становятся победителями по жизни», «для знаний, которые одновременно долговечны (они закрепляются) и гибки (их можно широко применять), быстрота и легкость — это как раз проблема».

Это относится не только к бизнесу, но и к другим сферам, например, к спорту.

В частности, в боевых искусствах, где «прогресс» отмечается по оценкам и цветным поясам, многие люди хотят быстро выучить как можно больше необычных приемов, но не желают тратить время, чтобы терпеливо изучить основы, например, правильную механику тела.

Международный мастер по шахматам, а также чемпион мира по боевым искусствам Джош Вайцкин называет этих людей «коллекционерами приемчиков».

Во время учебы в университете я был капитаном университетского клуба кендо (по сути, это японская версия фехтования). В начале каждого года в наш клуб записывались от 50 до 70 новых студентов, потому что это выглядело круто и они хотели носить доспехи и бить людей палками.

Однако энтузиазм очень быстро подвергался испытанию. Наш сенсей в очень старой японской манере не позволял никому даже прикасаться к бамбуковому мечу в первые несколько месяцев. Вместо этого основное внимание уделялось работе ног.

Каждый год на первые 1-2 занятия приходили более 50 человек, а затем за несколько недель количество участников становилось менее 10. Но я благодарен нашему сенсею за это. Это не позволяло людям стать коллекционерами приемчиков и закладывало в них прочный фундамент, прежде чем начинались сложные тренировки. И очень эффективно отсеивало тех, кто не был по-настоящему заинтересован.

В превосходной книге «Искусство обучения» Вайцкин представляет идею, которую он называет «построением меньших кругов»: изучая технику боевых искусств, начинайте с очень больших и медленных движений и тренируйте их на протяжении нескольких недель или даже месяцев, пока они не станут естественными и вы полностью не расслабитесь. Движение должно быть скорее ощущением, чем сознательным усилием.

Для меня это одно из ключевых различий между медленным и быстрым обучением. Многие из моих самых ценных знаний носят почти инстинктивный характер — то, чего нет у быстро обучающихся людей.

Как только вы разовьете правильные ощущения и инстинкты посредством медленной практики, можно постепенно делать движения все меньше и меньше, концентрировать их и ускорять, не теряя при этом ощущений.

«Глубина превосходит ширину в любой день недели, потому что она открывает канал для неосязаемых, бессознательных, творческих компонентов нашего скрытого потенциала». — Джош Вайцкин

Правильная практика помогает ускорить этот процесс, но нельзя торопиться — нет быстрых путей. Пустые приемы накапливаются быстро, но для истинного мастерства требуется время.

Не соревнуйтесь с машинами

Коллекционеры приемчиков не ограничиваются единоборствами или физическими упражнениями. Мы находим их и в умственных дисциплинах, и в бизнесе.

И в промышленности, и даже для некоторых работников умственного труда, очевидна ценность быстрого накопления навыков. Но она стремительно уменьшается.

Быстрота хорошо подходит для жесткого и основанного на правилах обучения, идеального для машин и алгоритмов. Если вы хотите посоревноваться с машинами на их поле, удачи.

Но, как известно, у ИИ плохо — и, вероятно, так будет еще долгое время — с гибкостью, креативностью и инновациями.

Иногда из-за их абсолютной сложности может показаться, что алгоритмы, подобные GPT-3, креативны и демонстрируют «понимание», но на самом деле они представляют собой (очень яркую) форму статистического анализа, который по определению — шаблонное мышление (если это вообще можно назвать мышлением).

Кроме того, быстрое обучение, как и машинное, может быть чрезвычайно хрупким и ограниченным.

Вместо того, чтобы усваивать концепции и учиться интуитивно их распознавать, люди запоминают конкретные факты и процедуры и учатся применять фиксированные правила. Если ситуация хоть немного меняется, вы сразу же выходите из зоны комфорта и спотыкаетесь.

С другой стороны, человек с более интуитивным подходом — построенным медленно и с акцентом на основы до того, как «делать меньшие круги» — не испытывает проблем с вариациями. Фактически, неожиданная ситуация может даже вызвать новые вершины творчества и понимания.

То, что для быстро обучающегося человека выглядит полностью изолированными островками знаний, для того, кто учится медленно, представляется взаимосвязанным морем идей и возможностей. По мере освоения дисциплины на интуитивном уровне, мы перестаем видеть отдельные ее части и начинаем видеть отношения, связи и возможности.

Креативность и адаптивность (которые сильно отличаются от псевдоадаптивности быстрого получения хрупких знаний) — два наиболее ценных навыка в работе будущего, где люди трудятся бок о бок с искусственным интеллектом и автоматическими технологиями.

Медленное обучение гораздо больше способствует инновациям, позволяя не только глубже понять, но и попутно синтезировать собственные идеи.

Если вы объединяете существующий опыт из различных сфер, использование медленного подхода к обучению повышает вероятность увидеть связи между ними (опять же, то, с чем ИИ плохо справляется) и узнавать новое уникальным для вас способом, а не просто заучивая правила и определения.

Кроме того, перерыв между учебными занятиями не только помогает закрепить изученное, но и дает подсознанию достаточно возможности и времени, чтобы поиграть с новыми идеями и интегрировать их в общую картину.

Таким образом, медленный подход к обучению открывает путь к инновациям.

Понимайте себя и опирайтесь на свои сильные стороны

Я не говорю, что люди не способны учиться быстро и что каждый обязательно должен стремиться к медленному обучению.

Как и в случае с интровертами и экстравертами, можно найти преимущества от нахождения в любом месте спектра (и вы даже можете колебаться между ними в зависимости от сферы или ситуации).

Но пользу вы извлечете только в том случае, если поймете, в чем ваша слабость, и будете использовать сильные стороны, а не делать то, что, по вашему мнению, от вас ожидают.

По аналогии с экстравертами и интровертами, наша культура, кажется, отдает предпочтение одному концу спектра, побуждая нас быть быстрее (более экстравертными), если мы медлительны (интроверты). Но пора это изменить и избавиться от чувства вины или неполноценности.

Дэвид Эпштейн сказал об этом лучше всего:

«Один совет: не чувствуйте себя отстающими».

Мне потребовалось время, чтобы осознать, что я медленно учусь, но вместо того, чтобы конкурировать с теми, кто учится быстро (или с машинами), я принял свой собственный медленный стиль.

Если вы когда-нибудь говорили, что быстро учитесь, я бы посоветовал вам ненадолго остановиться и спросить себя, правда ли это на самом деле. Если ответ отрицательный, не думайте, что нужно скрывать этот факт. Используйте это как силу.

Гордитесь тем, что учитесь медленно.

Источник

Exit mobile version