В фильме 2012 года «Робот и Фрэнк» у главного героя, бывшего вора-домушника по имени Фрэнк, появляются ранние симптомы деменции. Обеспокоенный и движимый чувством вины, его сын покупает «домашнего робота», который может разговаривать, делать домашние дела — например готовить и убирать — и напоминать Фрэнку о приеме лекарств. Мы близки к тому, чтобы создать такого робота в реальном мире.
Фрэнка поначалу шокирует перспектива жизни с роботом, но постепенно он начинает считать его полезным и социально приемлемым. К концу фильма между человеком и машиной складывается такая крепкая связь, что Фрэнк защищает робота, когда возникают проблемы.
Это, конечно, выдуманная история, но она заставляет нас рассмотреть различные виды связей между человеком и машиной. В своем недавнем исследовании я подробно изучил эту тему. Я посмотрел на ситуацию шире, чем просто использование роботов, и исследовал самое глубокое и значимое из отношений — дружбу.
Мы с коллегами определили некоторые потенциальные риски, такие как отказ от друзей-людей в пользу роботов. Но также мы определили несколько сценариев, в которых общение с роботами может конструктивно улучшить жизнь людей, привести их к дружбе, сопоставимой с человеческими отношениями.
Философия дружбы
Философ робототехники Джон Данахер устанавливает очень высокую планку того, что означает дружба. За отправную точку он берет «настоящую» дружбу, описанную греческим философом Аристотелем. Он считал идеальную дружбу предпосылкой взаимной доброй воли, восхищения и общих ценностей. В этом смысле дружба — равное партнерство.
Создание робота, удовлетворяющего критериям Аристотеля, представляет собой серьезную техническую задачу, и, как признает сам Данахер, до этого еще далеко. Роботы, которые могут показаться очень близкими к этой цели, такие как София из Hanson Robotics, основывают свое поведение на библиотеке заранее подготовленных ответов: это человекоподобный чат-бот, а не разговор на равных. Любой, кто пытался поболтать с Alexa или Siri, знает, что ИИ еще предстоит проделать определенный путь в этом направлении.
Аристотель также говорил о других видах «несовершенной» дружбы, таких как «утилитарная» и «приятная» дружба. Они считаются более низкими по сравнению с настоящей дружбой, поскольку не требуют симметричных связей и часто приносят неравную пользу одной стороне. Эта форма предполагает относительно низкую планку, которую некоторые роботы, такие как «секс-боты» и роботизированные домашние животные, явно уже преодолели.
Искусственные амигос
Иногда отношения с роботами — это просто естественное продолжение отношений с другими составляющими нашего мира, такими как люди, домашние животные и имущество. Психологи даже наблюдали, как люди очеловечивают такие медиа-артефакты, как компьютеры и телевизоры.
Вы можете подумать, что роботы-гуманоиды более привлекательны, чем домашний компьютер. Тем не менее, в области «этики роботов» нет единого мнения о том, можем ли мы — и должны ли — поддерживать с роботами дружескую связь. Для влиятельной группы британских исследователей, составивших список этических принципов робототехники, «товарищеские отношения» между человеком и роботом — это оксюморон, а продавать роботов, говоря, будто они обладают социальными возможностями, нечестно: к этому следует относиться с осторожностью, если не с опаской. Для этих исследователей трата эмоциональной энергии на субъекты, которые могут только имитировать эмоции, всегда будет менее полезной, чем формирование связей между людьми.
Но люди уже развивают связи с простыми роботами, например пылесосами или аппаратами для стрижки газонов, которые можно купить дешевле, чем посудомоечную машину. Многие дают этим роботам клички домашних животных — чего никогда не сделают с посудомойками. Некоторые даже берут роботов с собой в отпуск.
Есть и другие свидетельства эмоциональной связи с роботами. Например, синтоистская церемония благословения роботов-собак Sony Aibo или случай в американской армии, где был награжден медалями робот «Бумер», «погибший» в бою. В честь него прогремел залп из 21 орудия.
Эти истории и имеющиеся у нас психологические свидетельства ясно показывают, что мы можем распространять эмоциональные связи на вещи, которые отличаются от нас, даже если знаем, что они созданы искусственно и запрограммированы. Но можно ли сравнить эти связи с дружбой между людьми?
Настоящая дружба?
Мы с коллегой изучили обширную литературу по взаимоотношениям между людьми, чтобы понять, как найденные нами концепции могут применяться к связям с роботами. И оказалось, что многие дружеские отношения между людьми на самом деле не соответствуют идеалу Аристотеля.
Мы отметили широкий спектр человеческих отношений, от родственников и влюбленных до родителей, опекунов, поставщиков услуг, а также глубокие (но, к сожалению, односторонние) отношения, которые мы поддерживаем с нашими знаменитыми героями. Немногие из этих отношений можно назвать полностью равными, и, что особенно важно, всем им суждено развиваться с течением времени.
Так что не стоит ожидать, что люди и роботы сформируют аристотелевские связи, ведь это значило бы установить стандарт, которому даже человеческие отношения не могут соответствовать. Мы также наблюдали формы социальной связи, которые приносят пользу и удовлетворение, но далеки от идеальной дружбы, описанной греческим философом.
Известно, что социальное взаимодействие само по себе полезно, и это то, в чем люди, как социальные млекопитающие, остро нуждаются. Вероятно, отношения с роботами могут удовлетворить глубоко укоренившееся стремление людей к социальным связям — например, обеспечить физический комфорт, эмоциональную поддержку и приятный социальный обмен. То, что в настоящее время поддерживается другими людьми.
В нашем исследовании также обсуждались некоторые потенциальные риски. Они возникают, в частности, в условиях, когда взаимодействие с роботом может стать важнее взаимодействия с людьми, или где людям отказывают в выборе, общаться с человеком или с роботом — например, во время лечения.
Это важные проблемы, но они вероятны, а не неизбежны. В изученной литературе мы фактически нашли доказательства обратного эффекта: роботы поддерживают социальное взаимодействие между людьми, помогают им улучшить социальные навыки или повысить самооценку.
Может быть, многие из нас просто пойдут по пути Фрэнка к принятию: сначала посмеются, а затем поймут, что роботы могут стать на удивление хорошими товарищами. Наши исследования показывают, что это уже происходит, хотя, возможно, не так, как одобрил бы Аристотель.