Движения за социальную справедливость, такие как Black Lives Matter и #MeToo, много сделали для борьбы с расизмом и сексизмом в нашем обществе. Например, программы разнообразия стали обычным делом для организаций. Как отмечают Эшли Мартин из Стэнфордского университета и Майкл С. Норт из Нью-Йоркского университета в новой статье в Journal of Personality and Social Psychology, Facebook вложил миллионы долларов в увеличение разнообразия. Однако — и это очень важно — их работа показывает, что люди, готовые активно защищать интересы женщин и расовых меньшинств, имеют больше предубеждений против группы, которая подвергается такой же сильной дискриминации, — против пожилых людей.
Так, Марк Цукерберг из Facebook заявил, что «молодые люди просто умнее», а Винод Хосла, соучредитель компании Sun Microsystems, получившей награды за разнообразие и инклюзивность, высказал мнение, что «люди старше 45 лет практически мертвы в плане новых идей». Они не одиноки в таком отношении — либеральное общество (или, по крайней мере, общество США и Великобритании) также приемлет эйджизм. «Эйджизм настолько популярен в американской культуре, что многие не считают его формой предрассудков», — отмечают исследователи. Но пожилые люди как группа все же находятся в невыгодных условиях, их возможности более ограничены.
Чтобы изучить эйджизм и то, как он соотносится со взглядами на сексизм и расизм, ученые провели серию из семи исследований. Важнейшим показателем в каждом из них был уровень «отстаивания эгалитаризма» участников — их вера и стремление к созданию социально уравновешенного мира. Для оценки использовалась шкала, разработанная исследователями, где участникам нужно было оценить свое согласие с такими утверждениями, как, например, «Я злюсь, когда думаю о несправедливости и неравенстве в обществе».
В первоначальных онлайн-исследованиях команда обнаружила, что люди, получившие более высокие баллы по этой шкале, сильнее не одобряли расизм и сексизм, но при этом с большей вероятностью одобряли «эйджизм, основанный на преемственности» — идею о том, что пожилые люди должны уступать место на работе молодым.
В более позднем исследовании 298 участникам представили теоретический сценарий, согласно которому у компании есть фонд в $1 млн для улучшения разнообразия, и его можно разделить между несколькими группами меньшинств. Исследователи обнаружили, что чем больше участники поддерживали политику уравнивания, тем больше денег они хотели отдать женщинам и расовым меньшинствам — и тем меньше — пожилым. Согласно результатам анкетирования, это было вызвано убеждением, что пожилые люди мешают женщинам и расовым меньшинствам продвигаться вперед. «Это исследование показывает, что когда речь идет об эгалитаризме, равенство для всех может означать равенство только для некоторых», — пишут Мартин и Норт.
Есть ли способ сделать людей менее склонными к эйджизму? Что ж, авторы исследования также обнаружили, что когда участникам рассказывали об истинном тяжелом экономическом положении пожилых людей в США, многие из которых просто не могут себе позволить выйти на пенсию, это производило эффект. Фактически, после этого у участников, которые показывали высокую склонность к эгалитаризму, резко снижалась предвзятость по отношению к пожилым людям.
Затем ученые пытались найти возможные нюансы в предрассудках против пожилых людей. Они обнаружили, что сильнее всего предубеждения заметны среди белых мужчин старшего возраста, но и более старшие темнокожие женщины также им подвержены. (Они изучили, кого участники имели в виду, когда думали о пожилых людях, которые «должны» отойти в сторону, и, хотя старшие белые мужчины, безусловно, присутствовали, группа была намного шире.) Тем не менее, эгалитаристы больше хотели общаться с чернокожими женщинами старшего возраста. Как отмечают исследователи, именно эту старшую группу поддерживали и другими способами.
Конечно, пожилые люди представляют собой быстрорастущую демографическую группу. То есть существует острая необходимость в дополнительных исследованиях эйджизма и способов борьбы с ним. Исследователи отмечают, что текущие инициативы по разнообразию гораздо чаще фокусируются на расе, гендере и ЛГБТК, а не на возрасте. «Поскольку организации вкладывают больше денег, чем когда-либо прежде, в увеличение разнообразия, необходимо учитывать, кто включен в это разнообразие, а кто остается за бортом», — пишут авторы статьи.