Site icon Идеономика – Умные о главном

Сосредоточиться — значит сказать «нет»: о пользе избирательного невежества

Фото: Henry Burrows/Flickr

Вы когда-нибудь ловили себя на бесцельном времяпрепровождении в интернете и возникающем затем чувстве вины из-за потраченного впустую времени? Двенадцать лет назад Webster’s New World Dictionary — официальный словарь, используемый Associated Press и многими ведущими газетами, такими как New York Times, — номинировал выражение «избирательное невежество» (selective ignorance) на звание «Слово года». (Оно проиграло слову overshare — перегрузка информацией.)

Это выражение придумал Тим Феррис, чтобы описать свой подход к информационной диете. Потом его взял на вооружение Джеймс Клир для описания преднамеренного подхода к отношениям, работе и потреблению контента. «Игнорируйте темы, отвлекающие ваше внимание. Отписывайтесь от людей, которые истощают вашу энергию. Отказывайтесь от проектов, которые тратят ваше время. Не гоняйтесь за всем этим. Чем более избирательно невежественными вы становитесь, тем более широкими знаниями можете обладать».

Истинная цена знаний

Любознательные люди ценят знания как средство личностного роста. Многие воспринимают новые знания как лучший способ исследовать жизнь, понимать мир и общаться с другими людьми на более глубоком уровне. Чтобы расширить свои знания, мы покупаем книги, слушаем подкасты, проходим онлайн-курсы. Неудивительно, что рынок образования в 2020 году составил $13,7 млрд.

Мы обладаем практически безграничным объемом информации. Бесконечные потоки публикаций в социальных сетях, интересные онлайн-события, новостные публикации… Для людей, жаждущих знаний, невозможность охватить все это может быть источником страха упущенных возможностей (FOMO). У нас нет недостатка в возможностях учиться, но все ли они одинаково полезны?

Полезно задуматься о некоторых присущих нам, людям, ограничениях, например, о потенциальном верхнем пределе человеческой памяти. Однако, по словам профессора психологии Северо-Западного университета Пола Ребера, не следует переживать о возможностях человеческого мозга. «Вероятно, физический предел того, сколько воспоминаний мы можем сохранить, существует, но он чрезвычайно велик. Не нужно беспокоиться о нехватке места в нашей жизни», — объясняет он.

«Человеческий мозг состоит примерно из миллиарда нейронов. Каждый нейрон образует около 1000 соединений с другими нейронами, что составляет более триллиона соединений. Если бы каждый нейрон мог хранить только одно воспоминание, нехватка места была бы проблемой. Тогда у нас было бы всего несколько гигабайт места для хранения, подобно объему памяти iPod или USB-накопителя. Однако нейроны объединяются так, что каждый из них помогает со множеством воспоминаний одновременно, экспоненциально увеличивая объем памяти мозга до примерно 2,5 петабайт», — добавляет Ребер.

Учитывая нашу текущую продолжительность жизни, 2,5 петабайт (или миллион гигабайт) более чем достаточно для хранения всего, на что вы потратите время и приложите усилия для изучения. А это уже реальные ограничения того, чему вы можете научиться за всю жизнь: знание требует времени и умственной энергии. Ограниченность времени, которое отведено нам в жизни, очевидна, но мы редко задумываемся о том, сколько умственной энергии нужно потратить, чтобы понять, изучить и запомнить какую-то информацию.

Исследования показывают, что умственная работа требует физической энергии. Исследователи считают, что ограниченное количество глюкозы приводит к когнитивным ограничениям. Другими словами, количество умственной энергии вовсе не безгранично. Итак, как же нам лучше ее потратить?

Избирательное невежество как способ сосредоточиться

Сознательность при трате времени и энергии предполагает некоторую форму избирательного невежества, когда мы принимаем решение не заниматься определенными видами деятельности, не изучать определенные темы или не развивать определенные идеи. Выбирая избирательное невежество, мы выбираем преднамеренное знание.

Решение выборочно игнорировать некоторые занятия, темы или идеи не означает, что они плохи по своей сути. Просто они менее важны по сравнению с другими областями работы, знаний или отношений, на которых вы хотите сосредоточиться. Стив Джобс сказал знаменитую фразу: «Люди думают, что сосредоточиться — значит сказать «да» тому, чему вы хотите уделить внимание. Но это вовсе не так. Сосредоточиться — значит отказаться от сотен других хороших идей. Выбирайте внимательно. На самом деле я одинаково горжусь как вещами, которые сделал, так и теми, которые не сделал. Инновации говорят «нет» тысяче вещей».

Избирательное невежество — также способ сказать «нет» постоянному изучению новых приемлв производительности. Вместо того, чтобы пытаться узнать все на свете и научиться делать все, что возможно, нужно просто спросить себя: действительно ли это будет полезно? Будет ли это действительно приятно? Стану ли я чувствовать себя лучше или хуже после того, как поглощу этот контент? Узнаю ли я что-нибудь, что приблизит меня к моим целям?

Практика избирательного невежества не означает, что вы запираетесь в пузыре мыслей. Вы по-прежнему можете потреблять контент из разных источников по широкому кругу интересов. Кроме того, не все занятия обязательно должны быть продуктивными. Можно что-то читать или смотреть, с кем-то разговаривать просто ради удовольствия. Игнорируя шум, вы меньше отвлекаетесь, и это снижает стресс, повышает концентрацию и удовольствие от общения с другими людьми.

Как развивать избирательное невежество

Обучение избирательному невежеству — это долгосрочный процесс, в котором нужно найти правильный баланс между непродуктивными, но приятными занятиями, и полезными, но более утомительными делами. А самое главное — умение исключать непродуктивные и утомительные занятия, такие как скучные разговоры, негативный контент, неуместные идеи и нездоровый выбор.

  1. Выбирайте источники информации критически. Опять же, это не значит, что вы должны запереться в пузыре мыслей. Лучше осознанно определите, откуда будете черпать информацию. Для новостей достаточно 2-3 источников с разными политическими взглядами. Старайтесь читать новости только в определенное время, например, за утренним кофе. Чтобы получить знания, неподвластные времени, опирайтесь на такие источники, как книги, статьи, подкасты и видео. Всякий раз, когда вам что-то кажется неожиданным, проверяйте первоисточник. Игнорируйте источники, которые неоднократно выдают сомнительные утверждения.
  2. Сократите использование социальных сетей. Платформы социальных сетей — это отражение человечества с его спектром намерений, взглядов и поведения. Просмотрите список людей, на которых вы подписаны, и удалите тех, кто наполняет вашу ленту негативным, бестолковым или бесполезным содержанием. Алгоритмы также учатся на том, как вы взаимодействуете с платформой. Поощрите те аккаунты в социальных сетях, которые приносят радость.
  3. Избегайте изнуряющих разговоров. Хорошие беседы должны способствовать личностному росту, развитию любопытства и доброты. Если вы чувствуете, что общение с каким-то человеком истощает ваши запасы энергии, возможно, пришло время игнорировать его. Вместо этого ищите интересные и стимулирующие разговоры.
  4. Размышляйте о своем познавательном пути. Иногда полезно оценивать свой путь личностного роста. Что вы узнали за последние несколько месяцев? Какие люди помогли вам вырасти как личности? Есть ли какие-то конкретные книги, подкасты, блоги или онлайн-курсы, которые, по вашему мнению, были особенно полезны? Как можно уделять больше внимания им и меньше тем источникам, которые лучше игнорировать?
  5. Не забывайте об удовольствии. Цель избирательного невежества — не выжать максимум продуктивности или использовать контент только с определенной конечной целью. Заниматься чем-нибудь интересным, приобретать приятные навыки, непринужденно болтать с кем-нибудь — все это прекрасные способы провести время. А иногда отлично и просто ничего не делать.

Как сказал американский историк Дэниел Берстин, «величайший враг знания — это не невежество, а иллюзия знания». Избирательное невежество не ведет к иллюзии знания. Напротив, признавая, что невозможно знать все, вы сами решаете на что потратить время и энергию. Вы выбираете преднамеренные знания и стимулирующее общение.

Источник

Exit mobile version