€ 98.75
$ 92.25
Как справиться с хроническим дефицитом времени

Как справиться с хроническим дефицитом времени

Ощущение, что у нас совсем нет времени, загоняет в ловушку и мешает продуктивно работать.

Саморазвитие

Дженет Чой — креативный директор стартапа iDoneThis, помогающего делиться своими результатами с друзьями.

Вы когда-нибудь чувствовали ужас из-за надвигающегося дедлайна и при этом продолжали прокрастинировать, несмотря на жуткое чувство вины? Вслед за этим вы проваливаете все новые и новые дедлайны, и все попытки вернуться в правильный ритм никак не помогают. У вас есть постоянное ощущение, что вы безнадежно отстали.

Как ни парадоксально, это ощущение отставания вызывает в нас реактивное отношение к делу — мы хватаемся за мелочи, откладывая важные дела, приносящие наибольшую долгосрочную пользу. И более того, это чувство сказывается и на ваших когнитивных способностях. Как говорят экономист Сендхилл Муллайнатан и психолог Элдар Шафир, авторы книги Scarcity: Why Having Too Little Means So Much, как только мы погружаемся в состояние «дефицита времени» (мы чувствуем себя слишком занятыми, перегруженными или просто ничего не успевающими), это внушает своего рода близорукость, которая мешает осмыслять действительность, заглядывать в будущее, контролировать ситуацию. Иными словами, общее количество часов, которые вы тратите на работу, может остаться прежним, но ощущение отставания убивает вашу производительность.

Но из этой ловушки вполне можно выбраться — переосмыслите свое отношение к нехватке времени.

1. Защищайте свои приоритеты — громогласно декларируйте их

Ощущение дефицита времени порой побуждает игнорировать те вещи, которые не находятся непосредственно в вашем поле зрения — важные, но не срочные задачи вроде здорового образа жизни, нормальных отношений с людьми, чтения, размышлений или физических упражнений. Ответы на письма и списки мелких дел кажутся более актуальными, чем посещение спортзала. Вы постоянно говорите «это я сделаю потом», но в действительности эти важные дела попадают в фоновый режим и в конечном счете так и не выполняются.

Лора Вандеркам, автор книги 168 Hours: You Have More Time Than You Think, советует заменить слова «у меня сейчас нет на это времени» фразой «это не приоритет», чтобы вывести на поверхность важные, но не срочные задачи. Вместо фразы «У меня нет времени работать над книгой» попробуйте вслух сказать «Книга для меня не приоритет» и почувствовать, каково это звучит. (Наверное, не очень приятно — в этом-то и смысл.)

Вместо оправданий вроде «Я не могу пойти в спортзал, потому что надо сдавать большой проект» скажите «Мое здоровье для меня не приоритет».

Этот прием не дает вам игнорировать правду и помогает лучше расставлять приоритеты. Он также помогает увидеть, не слишком ли много времени, которое следовало бы уделить более важным целям, вы отводите на краткосрочные дела. А если какое-то дело вообще не оказывается в списке приоритетов, подумайте — может, им и вовсе не надо заниматься?

2. Планируйте сложные дела на самые продуктивные моменты

Одна лишь мысль об интеллектуально сложных, требующих большой отдачи делах может подорвать вашу творческую продуктивность. Еще одно исследование Муллайнатана и Шафира показало, что когда перед людьми, сидящими на диете, ставили задачу найти в тексте слово «пончик», они справлялись с задачей на 30% медленнее, чем те, кто на диете не сидел. Сама мысль об этом искушении отвлекала людей, севших на диету, и подрывала их производительность.

Аналогичный феномен возникает, когда вы попадаете в ловушку «дефицита времени». Ваша тревога о стремительно надвигающемся дедлайне будет звенеть в вашем мозгу, даже когда вы попытаетесь сделать что-то еще. Эти фоновые мысли ограничивают ваш интеллектуальный потенциал, провоцируют на более частые ошибки и, соответственно, приводят к тому, что задача выполняется дольше.

Вместо того, чтобы волноваться о том, когда у вас появится время на что-либо, спрашивайте себя: когда у меня будет возможность поработать над этим с полной отдачей?

Это позволит вам не браться за дело в неподходящее время и помогает почувствовать контроль над ситуацией.

К примеру, если вы видите, что усталость после работы мешает вам серьезно продвинуться с вашим личным проектом, попробуйте вставать раньше и работать над ним утром. Или если пятничные совещания внушают тревожные мысли о несделанных делах, которые бередят ваш разум на выходных, когда вы пытаетесь отдохнуть с семьей, попробуйте учредить правило — никаких совещаний по пятницам. Вместо этого бросьте все силы на то, чтобы закончить до вечера пятницы как можно больше незавершенных дел, чтобы по возвращении домой ваше сознание было свободнее и спокойнее. Количество совещаний на неделе может и не измениться, но такое планирование поможет получить больше удовольствия от нерабочего времени.

3. Бескорыстно делитесь своим временем

Ощущение дефицита времени превращает вас в крохобора. Вы начинаете заниматься глупостями — считаете минуты, проведенные в очереди за кофе, или мысленно проклинаете любого, кто чем-то замедляет ваш путь на работу. Кажется, в таких условиях делиться своим временем с кем-то еще — последнее дело.

Но как ни странно, если вы заявите «У меня достаточно времени, и я могу позволить себе быть щедрым» и будете действовать соответственно, это станет эффективным противоядием от дефицита времени.

Даже если вы уделите кому-то всего десять минут, это создает ощущение, что времени у вас более чем достаточно.

Эксперимент, проведенный профессорами из Гарварда, Йеля и Уортонской школы бизнеса, показал, что люди, которые тратили всего 15 минут на редактуру эссе, написанных местными учениками из неблагополучных семей, чувствуют, что у них больше свободного времени, готовы потратить больше времени на новую задачу и действительно работали над ней дольше. Каким-то волшебным образом эти люди и оказывались более продуктивными, и чувствовали, что запасы времени у них больше.

Мы не можем полностью контролировать происходящее в течение дня, но можем контролировать свою реакцию на это. «Занятость» как состояние сознания — это ловушка, которой мы можем и должны избегать. Перепрограммируйте свое отношение, и вы станете не только производительнее, но и здоровее в умственном смысле.

Оригинал — 99u.com/articles/27117/escaping-the-time-scarcity-trap

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Свежие материалы