Вы никогда не овладеете искусством лидерства в совершенстве.
Кажется, об этом все время забывают в публичных обсуждениях того, как быть эффективным лидером. Лидерство — это не пункт назначения, а процесс: бесконечная работа над собой, на которую уходят годы и которая в любой момент может показаться полным провалом.
Все мы в какой-то момент забываем, как быть настоящим лидером. Самое главное, что я узнала о лидерстве за свою карьеру — важнее всего «мягкие навыки». Дело не в том, чтобы считаться большим начальником, не в соответствующей одежде, и не в том, что окончательное решение всегда остается за вами. Главное — научиться общаться таким образом, чтобы другие люди доверяли вам.
Вот что вы можете сделать для этого прямо сейчас.
1. Измените свой стиль обратной связи, чтобы люди знали: вы имеете в виду то, что говорите
Если вы говорите «Хорошая работа» каждому сотруднику по поводу любой выполненной задачи, в этих словах нет особого смысла. Эффективное лидерство заключается не в том, чтобы постоянно нахваливать людей. Исследования показывают, что именно «отрицательная» обратная связь (если она подана адекватно) полезнее всего. Люди хотят учиться и расти, видят перед собой задачу сегодня быть лучше, чем вчера, поэтому важнейший мягкий навык руководителя — умение поддерживать такой рост путем конструктивной обратной связи.
Тут популярен сэндвич-метод (позитивное высказывание, конструктивное, позитивное). Но важны и регулярные откровенные беседы, за которыми следуют эффективные шаги вперед.
Помните: одно дело критиковать, и совсем другое — дать конструктивную обратную связь и наметить путь для улучшений.
2. Ищите примеры лидерства вне работы
Я руковожу PR-фирмой Stanton&Company.
Я также беру уроки танцев уже несколько лет.
На первый взгляд, танцы и PR — это две совершенно разные вещи. Но можно понаблюдать за иными стилями обучения и осмыслить новые подходы и техники мотивации.
Лично я считаю, что вы укрепляете лидерские навыки, когда искренне подаете себя, когда говорите от всего сердца и не пытаетесь быть кем-то (или чем-то) другим. Когда вы не играете, а показываете себя с такой стороны, которая связана с вашей собственной уязвимостью.
3. Если что-то идет не так, в первую очередь берите ответственность на себя
Я постоянно говорю своей команде, что любая ошибка — это моя ответственность, ведь я — владелец компании.
На руководящих должностях легко впасть в образ «жертвы». Когда возникают какие-то проблемы, может показаться, что они находятся вне вашего контроля. Но это только усугубляет проблему. Впоследствии вы начинаете таким образом относиться абсолютно ко всему.
Напротив, важно сразу взять ответственность на себя. Что бы ни случилось, даже если в каком-то событии явно нет вашей вины, важно задуматься хоть на мгновение, какую роль вы в этом сыграли. Может быть, вы были доступны реже, чем обычно. Возможно, вы занимались другими проблемами. Может быть, вы были так заняты, что не отреагировали на важные сигналы.
Настоящие лидеры подают пример и признают свой вклад в возникшие проблемы, прежде чем критиковать других.
4. Позвольте окружающим совершать собственные ошибки
Микроменеджмент редко бывает эффективным. Людям нужно делать ошибки, чтобы учиться. Очевидно, лучше, когда такие ошибки происходили в контролируемой обстановке. Но ваша цель — создать такую среду, где люди будут чувствовать себя комфортно и уверенно, работая самостоятельно. Так вы дадите им возможность превратиться из простых сотрудников в настоящих членов команды.
Это потребует от вас большого терпения. Нужно найти время, чтобы учить, наставлять и направлять людей. Вы должны быть рядом, чтобы помочь им собраться, когда что-то пойдет не так. А прежде всего нужно смириться с тем фактом, что сотрудники будут делать ошибки — и в то же время помнить о том, что краткосрочные издержки оправданы, так как благодаря им появляются новые знания и независимость.
5. Активно размышляйте и часто просите о фидбеке
Лидерство должно меняться и развиваться вместе с окружающей средой, а это означает, что мы должны следить за происходящим и меняться. И лучше всего работают те организации, где сотрудники легко делятся своим искренним мнением с руководством.
Руководитель должен понимать, слышат ли люди друг друга и эффективны ли стиль или подход к общению. И единственный способ это сделать — создать благоприятную среду, в которой приветствуется, когда сотрудники рассказывают руководителю или владельцу компании о том, что они чувствуют, что их беспокоит или о чем-то, что привлекло их внимание. И не просто приветствуется, но и высоко ценится.
Лидеру совершенно недопустимо работать в вакууме собственных мыслей. Услышав мнения других людей, вы получаете гораздо больше, чем теряете.