Site icon Идеономика – Умные о главном

Исследование: кто работает эффективнее под крики толпы

Фото: Several seconds/Flickr

20 июня звезда «Манчестер Юнайтед» Бруну Фернандеш забил пенальти под занавес матча, и его команда сыграла вничью в английской Премьер-лиге с «Тоттенхэм Хотспур». Из-за пандемии трибуны на стадионе «Тоттенхэма» были пусты. Это был первый из многих футбольных матчей, которые проходили без зрителей. После него Фернандеша спросили, проще ли бить пенальти, не ощущая давления со стороны болельщиков команды соперника. «Мне нравится давление, — сказал он. — Со зрителями было бы лучше».

Поскольку большинство спортивных арен в мире закрыты для болельщиков, можно сравнивать выступления в присутствии зрителей и без них. В футболе, например, стало больше голов, больше ошибок, приведших к голам, больше забитых пенальти и больше побед на выезде. В частности, в Германии один аналитик высказал предположение, что «домашнее преимущество» теперь работает наоборот. Гости, не испытывая давления со стороны фанатов хозяев (и судей, которые могли принимать решения в пользу хозяев), играют с невиданной ранее легкостью.

Кажется, пустые стадионы раскрепостили игроков и тренеров: они проявляют более творческий подход и больше рискуют (и чаще ошибаются), чем при полных трибунах.

Можно ли применить этот вывод к другим сферам, где люди сейчас работают из дома? И как отсутствие других людей влияет на нашу производительность? Можем ли мы использовать это в своих интересах?

Подсчитать голы на табло легче, чем продуктивность в табеле рабочего времени, но некоторые признаки указывают на то, что отсутствие личного взаимодействия оказывает неожиданное влияние на бизнес — и не всегда плохое. Когда многие компании перешли на удаленную работу, одним из самых больших опасений было то, что сотрудники без давления физического офиса, когда за ними никто не следит, будут «халтурить дома».

На самом же деле произошло обратное. Увеличилась продолжительность рабочего времени, цифровое присутствие растет, как и производительность. Многим людям нравится работать из дома — и большинство не хотят возвращаться в офис, по крайней мере, на полный рабочий день.

Осторожные исполнители

Тренеры знают, что некоторые игроки блистают на тренировках, но теряются перед зрителями. Не каждый игрок думает, как Фернандеш. По словам спортивного психолога футбольного клуба «Борнмут» Дэна Абрахамса, «публика негативно влияет на многих игроков».

Пустые стадионы подходят тем интровертам, которые, по словам Сьюзен Кейн, автора книги «Интроверты. Как использовать особенности своего характера», чувствуют себя особенно живо и профессионально в более спокойной, сдержанной обстановке. Кейн считает, что интроверты процветают благодаря большей степени уединения.

Тем, кто расцветает в присутствии других людей, аудитория меняет характер давления. В присутствии толпы наш рабочий режим меняется с «состояния угрозы», вызванного тревогой, на «состояние соперничества», когда мы, по словам спортивного психолога «Оксфорд Юнайтед» Гэри Блума, «вынуждены действовать изобретательно». «Лимбическая часть мозга — это место, где живут наши эмоции — страх, беспокойство, волнение. Эта часть пробуждается страхом или угрозой, — говорит он. — Я не думаю, что она будет так же возбуждена [без толпы]». Возможно, выступление перед другими людьми дает возможность перейти в состояние соперничества, и мы чувствуем себя более комфортно, рискуя.

Пару лет назад исследователи из Университета Джонса Хопкинса проверили теорию «состояния угрозы». Участникам исследования нужно было выполнить задание в видеоигре в присутствии зрителей и без них. В результате лучше справились те, у кого была аудитория.

Присутствие зрителей в эксперименте явно послужило стимулом к успеху — так что, возможно, все эти звонки в Zoom действительно держат нас в тонусе. Кроме того, вероятно, что взаимоотношения между исполнителем и аудиторией формируют такие отличительные черты успешной рабочей среды, как общность и сплоченность. Французский социолог Эмиль Дюркгейм ввел термин «коллективное возбуждение» для описания того, как люди создают групповую идентичность. К этому относится, безусловно, и спорт, как и любой совместный опыт.

Изменения, которые пандемия наложила на наши социальные связи, вынудили нас искать новые способы объединяться. Музыкальные выступления на крышах, автомобильные протесты и онлайн-семинары — лишь некоторые примеры креативной реакции на ограничения. «Чрезвычайные ситуации часто оказываются кузницей, в которой выковываются новые идеи и возможности», — пишет профессор Гарварда Эрика Ченовет.

Профессиональное поведение может быть показным даже в виртуальном пространстве. Тем не менее, мы можем черпать вдохновение в спорте, особенно в футбольных пенальти. Секрет успешного пенальти, как подтвердил бы Фернандеш, мало связан с фанатами. Тут больше речь идет о правильном мышлении и целенаправленной практике. По мере того, как мы привыкаем к новым моделям работы, эти привычки помогают нам добиваться успеха.

Источник

Exit mobile version