У каждого из нас случались неудачи — провал на собеседовании или выпускном экзамене, отказ в приеме в университет, о котором вы мечтали. Нравится нам это или нет, но неудачи — неотъемлемая часть жизни. И нас порой уверяют, что в конце концов преодоление препятствий сделает вкус будущего успеха намного слаще. Однако новое исследование ставит это под сомнение. Наоборот, первоначальная неудача может привести к недооценке удовольствия, которое вам доставил бы успех.
Реакция людей на сложности сильно влияет на их решения и достижения. Одно исследование показало, что ключевую роль играют гедонистические ожидания: «Насколько я буду счастлив, достигнув этой цели?» В новом исследовании мы хотели понять, как такие ожидания изменяются в случае неудачи. Могут ли люди прогнозировать собственное счастье?
Пословицы вроде «хорошо там, где нас нет» или «у соседа трава всегда зеленее» предполагают, что люди тратят большую часть своего времени на размышления о том, чего у них нет. Маркетинг использует эту склонность: компании делают продукты в чем-то менее доступными, чтобы создать ощущение дефицита и повысить их популярность. Согласно этой логике, чем сложнее что-то получить, тем выше это ценится. Но хорошая ли это модель для восприятия неудач среди обычных людей?
Если вспомнить басню Эзопа «Лиса и виноград», неудача часто производит прямо противоположный эффект — убеждает нас отказаться от предыдущего плана. В басне лису привлекает гроздь винограда, свисающая с лозы. Но, хотя лиса прыгает изо всех сил, ей не удается дотянуться до винограда, и вскоре она понимает, что гроздь висит слишком высоко над землей. Поэтому лисица отказывается от плана добыть виноград и уходит, сказав себе при этом, что ягода все равно кислая. Если верить басне, первоначальная неудача делает будущий успех менее привлекательным.
Наша команда исследователей решила проверить это предположение и провела серию экспериментов в Норвегии и США, чтобы определить, как люди реагируют на неудачи. В исследовании приняло участие около 1200 человек, которых разделили на две группы случайным образом. Половине выборки сказали, что они оказались среди худших 20% по результатам когнитивного теста, а другой половине — что среди лучших 20%. Затем их попросили спрогнозировать, как они будут себя чувствовать, если окажутся в числе 10%, сдавших тест лучше всего. Участники оценили предполагаемое удовольствие по шкале от нуля до 10, приняв во внимание количество счастья, благодарности и гордости, которые они испытают после получения высшего результата.
Если «трава у соседа всегда зеленее», люди, получившие плохой отзыв о результатах, будут ожидать больше удовлетворения от будущего успеха, чем те, кто получил хорошие отзывы с самого начала. Но если участники отреагируют, как лиса Эзопа, то их ожидания будут ниже, и они постараются дистанцироваться от неудач.
Результаты показали, что первоначальная неудача сделала будущий успех менее привлекательным. В частности, те, кто получил плохую обратную связь о тесте, решили, что будут не так счастливы, благодарны и горды более высокой оценкой, как те, кто получил положительный отзыв с самого начала. Однако позже, получив наивысший балл в реальном тесте, они оказались так же счастливы, как и те, кто получил высокий начальный балл, и в целом намного счастливее, чем прогнозировали. Это говорит о том, что первоначальная неудача привела к недооценке того, насколько хорошо было бы добиться успеха в будущем.
Вдохновленные Эзопом, мы назвали это явление «эффектом кислого винограда»: это систематическая тенденция преуменьшать ценность недостижимых целей и вознаграждений.
Однако возникает вопрос, почему неудачи заставляют нас преуменьшать значение будущего счастья. Согласно концепции «адаптивных предпочтений», выдвинутой профессором Колумбийского университета Джоном Элстером, люди не всегда знают, чего хотят, и часто корректируют свои желания в соответствии с тем, что оказывается в пределах досягаемости. То есть человеческие предпочтения иногда зависят от возможностей, а не от идеала. Эта точка зрения согласуется с теорией когнитивного диссонанса в психологии, которая предполагает, что люди стремятся поддерживать позитивный и последовательный взгляд на себя. Когда результат не соответствует их представлению о себе, они реагируют обесцениванием цели, а не обесцениванием себя. Другими словами, один из способов защитить свое позитивное самоощущение при личной неудаче — отрицать эмоциональную значимость будущих достижений, чтобы избежать этого «диссонанса».
Наши результаты подтверждают логику, согласно которой эффект кислого винограда возникает для самозащиты. Участники, получившие плохие отзывы о тестах, не только предсказывали снижение уровня счастья после будущего высокого результата, они также утверждали, что их когнитивные способности не имеют отношения к их личности и будущему успеху в жизни, пока неожиданно не получили высокий результат на реальном тесте. А то, что после получения окончательного результата они все же весьма обрадовались, подсказывает, что в глубине души они с самого начала признавали значимость теста.
Эффект кислого винограда предполагает, что истории о том, чего мы хотим в жизни, которые мы рассказываем самим себе, могут быть ограничены тем, что мы реально можем получить. Часто мы действительно не знаем, чего или как сильно мы хотим, пока не достигнем этого. Исследования, проведенные другими авторами, обнаружили аналогичные эффекты в сценариях свиданий и в политической сфере. Они также говорят о том, что наши текущие предпочтения зависят от вероятности достижения цели. Если вы считаете маловероятным сделать что-то позитивное в глобальном масштабе или получить работу своей мечты, то будете недооценить, насколько приятно будет достичь этого в действительности. В итоге эта предвзятость мешает полностью посвятить себя делу.
Но отстранение от личных целей также может быть полезной стратегией, если оно помогает человеку переключить внимание с невозможных целей на более достижимые. Как говорят экономисты, следует принимать во внимание «альтернативные издержки» или альтернативные возможности. Однако, если эффект кислого винограда проявляется слишком рано и люди начинают бояться неудачи, они могут упустить шанс попробовать еще раз и понять: то, что когда-то казалось невозможным, теперь реально.