Немного абсурда: уроки комедии для лидеров
Автор strategy+business Линда Макробби предлагает учиться креативности у комиков и юмористов
ЛидерствоБизнес-менеджер и комик входят в бар. Это не начало анекдота — не в последнюю очередь потому, что я плохо умею их рассказывать. Нет, руководитель и комик за бокалом-другим ведут действительно полезный разговор о креативном лидерстве и решении проблем. Комики — или, как их называет Питер Макгроу, «наименее профессиональные профессионалы в мире», — могут многому научить бизнес-лидеров: «Подражая самым смешным людям, — пишет он в своей новой книге Schtick to Business, — вы может сделать более успешную карьеру и вести дела правильнее».
Макгроу не утверждает, что нужно быть забавными, чтобы стать более эффективными менеджерами или лидерами. Это сложно и может иметь неприятные последствия, так что не пытайтесь проделать это дома. Скорее, опираясь на наблюдения как в лаборатории — Лаборатории исследования юмора в Университете Колорадо, также известной как HuRL, — так и в реальном мире, Макгроу пришел к выводу, что понимание основ работы комика помогает менеджерам и лидерам лучше справляться с их собственной работой.
Прежде всего, комедия — это индустрия, и ее продукт — смех. Это означает, что есть процесс создания комедии. Но то, что заставляет людей смеяться — это, конечно, неустойчивая цель. Преследовать ее — все равно что решать головоломку, параметры которой постоянно меняются. Эта задача сейчас близка каждому, кто пытается сориентироваться в бизнесе (да и в жизни в целом). Чтобы стать комиком, нужны определенные природные таланты, но также важны практика и арсенал когнитивных инструментов, которыми могут пользоваться и бизнес-лидеры.
Креативное веселье
В 2010 году Макгроу и его коллега опубликовали статью, в которой постулировали теорию «безобидного нарушения» в комедии. По его словам, юмор возникает тогда, когда некое нарушение (социальных норм или законов физики) никому не наносит вреда или, по крайней мере, выглядит приемлемо.
Эта предпосылка несоответствия — вот что заставляет людей смотреть «Самое смешное домашнее видео Америки», — сейчас идет 30-й сезон случайных падений и умышленных розыгрышей. Поэтому люди смеются, когда Крис Рок говорит: «Мне нравится быть знаменитым. Это почти как быть белым, понимаешь?» Чтобы найти идеальную точку неожиданного контраста, необходим тот самый образ мышления, который, по мнению Макгроу, должны попробовать руководители бизнеса.
Для начала комики используют структуру, в которой награду приносит создание ассоциаций между разрозненными, обычно несовместимыми элементами. Этому можно научиться на уроках импровизации, стендапа и написания комедий. Исследование MIT 2011 года, изучающее связь между, как сказано в заголовке, «ха-ха» и «ага!», обнаружило, что люди, которые участвовали в семинаре по импровизации перед мозговым штурмом по продукту, выработали на 37% больше идей. Это, конечно, может означать, что люди, веселые от природы, просто более креативны. Но оказывается, дело не столько в том, что думают комики, сколько в том, как они это делают.
Хорошие комики внимательны. «Они очень хорошо замечают все, что происходит вокруг, обращают внимание на многие вещи. Они ищут трещины. Они ищут проблемы, потому что хотят превратить эти проблемы и эти трещины в комедию», — объясняет Макгроу.
Правда, обнаружив проблему, комики ее не решают. Но может быть, им стоило бы попробовать. Исследования неизменно демонстрируют, что у людей, получивших высокие баллы по шкале «чувство юмора», также высокие результаты по творческим способностям. Комики лучше других справляются с задачами, требующими творческого мышления. «И юмор, и креативность в дизайне требуют, чтобы человек смотрел с разных точек зрения и устанавливал связи между, казалось бы, несвязанными идеями и концепциями», — отмечают исследователи из Стратклайдского университета в статье 2019 года об использовании юмористических процессов в инженерии.
Менеджерам и лидерам не нужно превращать «трещины» в повод для смеха. Но зная о них, можно выработать более качественный продукт или услугу, создать себе репутацию в отрасли, повысить эффективность организации или даже более эффективно руководить командой, у которой есть проблемы .
Неожиданный поворот
То, как комики часто выстраивают свои шутки, тоже полезно для творчества. Как отмечалось выше, многие хорошие шутки строятся на несбывшихся ожиданиях. Аудитория считает, что история будет развиваться по определенному курсу, и комик, зная об этом, намеренно отклоняется от курса, чтобы создать неожиданную ассоциацию. Хенни Янгман, известный как король однострочников, в этом преуспел: «Если бы моя мама знала, что я этим зарабатываю на жизнь, она бы меня убила. Она думает, что я продаю наркотики». Или: «Любовь нельзя купить, но за нее можно дорого заплатить».
Наиболее очевидное применение такого подхода в бизнесе — это реклама. Например, еще до того, как Listerine (ополаскиватель для полости рта) стал мятным, его антисептический, лекарственный вкус использовался в качестве коммерческого аргумента: «Вкус, который вы ненавидите, дважды в день». И, конечно же, Marmite (дрожжевая паста) уже более 20 лет проводит свою кампанию «Вы ее либо полюбите, либо возненавидите». В этих и многих других рекламных слоганах компании использовали изъян и превратили его в центральный элемент, играя на ожиданиях потребителей.
Исследование 2013 года, также проведенное в Университете Стратклайда, показало, что мозговые штурмы, построенные на моделях комиков, помогают людям создавать больше идей — в том числе более оригинальных. В своей книге Макгроу предлагает метод мозгового штурма, который он называет «дерьмоштурмом»: придумывать очень неожиданные идеи, такие, которые, как правило, даже не получают шанса быть отвергнутыми, потому что обычно их просто не высказывают вслух. Это весело, но также дает шанс идеям «настолько безумным, что они могут сработать». В то же время это заставляет нас не слишком поддаваться предубеждению статус-кво — одной из тех когнитивных причуд, от которой мы все страдаем и которая заставляет нас делать одно и то же.
Предубеждение статус-кво особенно опасно сейчас, в хаотической атмосфере наших дней. Но комедия от хаоса только расцветает. «Когда с комиками случается что-то плохое, знаете, что они говорят? «О, из этого выйдет кое-что потрясающее», — говорит Макгроу. Мыслить как комик — то есть видеть возможность в ограничениях, — это полезно. Ограничения «заставляют нас усерднее работать над решением… потому что они заставляют исключить целую кучу решений, которые вы бы иначе рассмотрели автоматически».
Но, пожалуй, самый главный урок комедии для лидеров — это как можно относиться к бизнесу. Юмор — очевидно, дело креативное. Но вот что управление производством бумаги, страховой компанией или бизнесом, выращивающим водоросли, тоже может быть креативным, не так очевидно. «Что такое креативность? Я называю это способностью «придумать подходящее оригинальное решение», — говорит Макгроу. — По сути, именно это и происходит во всех этих сферах: у вас есть куча проблем, вы пытаетесь решить их самыми разными более эффективными способами». И мыслить в этот момент, как комик, может быть — простите за каламбур — остроумно.