«Найди свое призвание, и тебе не придется работать ни одного дня». Миллионы людей находятся во власти этого клише, считая свою работу недостаточно хорошей. Специалист в области карьерных стратегий Елена Резанова считает, что люди ищут призвание не там, где нужно. В книге «Это норм!» она рассказывает, почему удовольствие от работы и удовольствие вообще — это два разных ощущения, и как научиться его получать.
Что такое удовольствие? На этот вопрос люди чаще всего отвечают так: «Когда мне интересно то, что я делаю».
Я согласна! В «Никогда-нибудь» я рассказывала, как важно делать то, что интересно. Есть интерес, значит, эта деятельность может развиться в долгосрочный проект, способный подпитывать вас энергией. Кроме того, интерес ускоряет ваш профессиональный рост, не дает сдаться в сложный период, делает каждый день наполненным. Но как это происходит?
Откуда берется интерес
Есть два подхода к этому вопросу:
1) интерес существует сам по себе (где-то вовне либо глубоко внутри нас), и его надо просто найти;
2) интерес не задан изначально, он развивается в процессе.
С первым подходом мы хорошо знакомы: интерес как любовь с первого взгляда и на всю жизнь: нашел, узнал, а дальше бесконечный хеппи-энд. Большинство книг и историй успеха написаны именно об этом.
Сторонники второго подхода меньше машут флагами, его сложнее продать в виде вау-историй и вдохновляющих спичей, но этот подход научно обоснован и становится все более популярным.
Его главный посыл лучше всего выразила Кэрол Дуэк, профессор психологии из Стэнфорда. Кэрол, известная российским читателям по книге «Гибкое сознание», провела исследование вместе с Полом О’Кифом и Грегом Уолтоном. «Passions aren’t “found”, they’re developed» — «интерес (passion) не “находят”, его развивают». Внутри нас не существует неких заложенных глубинных интересов, которые только и ждут обнаружения. Авторы считают, что любое дело может стать призванием, если им заниматься и развиваться в нем.
Это подтверждает нейробиолог доктор Такаси Цукияма: «Чем вы успешнее в каком-либо занятии, тем больше оно вам нравится». Он поясняет, каким образом любовь к делу нарастает со временем: «Нервные клетки мозга (нейроны) образуют отростки, с помощью которых они соединяются с другими нейронами, и между ними передаются электрические сигналы (импульсы), — так работает нейронная сеть. Совершенствование нейросети может происходить только поэтапно. Это может показаться немного муторным и трудным, но однажды вы почувствуете серьезный прогресс, потому что нейронные сети начнут объединяться. Вы будете решать все более сложные задачи, накапливать положительный опыт, что расценивается мозгом как нечто приятное. Постепенно ваше занятие начнет приносить вам все больше положительных эмоций и получаться легко».
То, что мы ищем, — не столько удовольствие, сколько любимая проблема
Ребята, а вы видели профессионала за работой?
Однажды я заглянула за кулисы гастрономического фестиваля. На огромной кухне готовили несколько поваров. Пар, шипение масла на сковородках, стук ножей, громкие «Да, шеф!». Десятки официантов сновали между кухней и террасой, вынося очередной шедевр. Там, во главе этой кухни, был мой Рома, который уже пару суток спал по четыре часа и в ближайшие пару дней будет спать столько же. Звонки от поставщиков продуктов и вина, поиск недостающих ингредиентов, обсуждение изменений в меню — все это шло нон-стоп. «Вот уж с кем я бы не поменялась работой, так это с тобой», — сказала я потом. «Да ты что, мне нравится», — ответил он. И добавил, что со мной он тоже не хотел бы поменяться: слишком часто я имею дело с кризисами.
Однажды я попросила сыровара Ирину Крайнову рассказать, как выглядит типичное утро на ее любимой работе.
«Каждое утро начинается с проверки: вовремя ли пришло молоко, какое оно по составу, какое по кислотности. Если что-то не так — проблема. Повлияет на весь производственный процесс. Далее проверяю, запущено ли оборудование, все ли работает. С ним часто бывают сложности, так как для сыроваров отечественное оборудование только недавно стали производить. Каждый день определяю, какие сыры сегодня будем варить, для этого поднимаю и смотрю все заказы от партнеров и ресторанов. Еще надо понять, готовы ли тексты для соцсетей, все ли в них настроено на решение текущих задач. Захожу в нашу лавку, чтобы убедиться, что готово абсолютно все: от правильной выкладки сыров на витрине до полива цветов. Если на производстве что-то пошло не так, мы с сыроварами останавливаем весь процесс варки и ищем причину. Ну и, кроме того, иногда нужно решать проблемы с оплатой, например напоминать ресторанам, что они нам должны. Забот-хлопот полно…» — смеется она. И я понимаю, что с ней я бы тоже не поменялась.
А однажды мне довелось побывать в ветеринарной скорой помощи. Ну и опыт был, скажу я вам. Ночь, в приемной несколько посетителей: овчарку тошнит, пудель жалобно поскуливает — что-то с лапой, кот в переноске время от времени громко мяукает, у бульдога в коридоре понос. Наша собака нервно крутится на месте, пытаясь вытащить колючку из глубины уха, — из-за этого мы и приехали. Все хозяева на нервах. И посреди этого хаоса — спокойный, сосредоточенный доктор, который с улыбкой (!) делает свое дело.
Вы заметили, эти истории так непохожи на «найди свое призвание, и тебе не придется работать ни одного дня»? Люди РАБОТАЮТ, даже пашут, но пашут с удовольствием. В чем же противоречие?
Противоречия нет. Просто наша любовь к делу лежит на другой, чем эмоции, глубине. Я считаю, любимая работа больше похожа не на поиск и обретение удовольствия, а на решение проблем, которые нам интересны. Поиски лишь удовольствия ведут к быстрому разочарованию и выгоранию. Но это еще не всё.
Доктор Джейн Даттон (университет Мичигана) в 2001 году исследовала мотивацию людей, выполняющих непрестижную работу (обслуживающего персонала, уборщиков и т. д.). Полученные результаты стали поистине открытием. Оказалось, люди по-разному чувствовали свою ценность на такой работе. Кто-то считал себя низовым персоналом и свою работу едва терпел, потому что в ней не было никакого смысла. А у некоторых было иначе.
Вот история про больничного уборщика по имени Моисей, рассказанная родителями двухлетнего пациента кардиологического отделения (приведена по книге Дэвида Стёрта «Great Work. How to make a difference people love»). Восстановление малыша проходило очень тяжело, требовался постоянный уход, все были измучены не только самой болезнью, но и условиями стационара: в палату кто-то постоянно входил, чтобы проверить шов, увеличить дозу лекарства или взять кровь. Самыми шумными были уборщики. Даже если все спали, они громко хлопали дверью, заставляя родителей и измученного мальчика просыпаться.
Но однажды утром раздался необычайно тихий стук, и в палату вошел новый уборщик. Вместо того чтобы мчаться к мусорной корзине, он сделал маленький, но очень значительный жест: встал в изножье кровати и представился мальчику. Для родителей это значило очень много: впервые с их сыном кто-то заговорил как с ребенком, все остальные видели в нем только пациента. Теперь палату убирал Моисей. Он разговаривал с родителями и ребенком, интересовался, как прошел день, часто повторял малышу: «Смотри, с каждым днем ты становишься сильнее». Пока семья была в больнице, Моисей стал их другом и поддержкой. Ему рассказывали про успехи, делились страхами и чувствовали, что он понимает.
Наконец вернувшись домой после долгих месяцев реабилитации, родители сели писать благодарственные письма. Конечно, они собирались написать хирургу, который спас жизнь мальчика. Но самое первое письмо написали Моисею. Моисей был хорошим уборщиком, но из этой истории мы видим, что он делал нечто большее, выходящее за рамки его обязанностей. В исследовании Джейн Даттон это называется crafting job, то есть пересоздание своей роли, привнесение в нее нового смысла.
Как понять свои смыслы и интересы
Они не на другой стороне Луны. Велика вероятность, что они на расстоянии вытянутой руки, только мы не можем расслышать их сигнал.
Давайте попробуем? Начнем с простых упражнений.
«Включить наблюдателя»
Ближайшую неделю попробуйте прислушиваться к сигналам чего-то интересного, к тому, что отзывается, где содержится больше энергии. Для этого заведите специальный блокнот и два-три раза в день (или по ситуации) записывайте все, что срезонировало.
Например, вы были на совещании. Один из коллег рассказывал про внедрение новой программы по оптимизации затрат. Вы словили искру интереса. Так и запишите: «Новая программа по оптимизации затрат».
Затем вы сели разрабатывать концепцию нового продукта, и это занятие само по себе оказалось классным. Запишите его в дневник наблюдений.
Потом вы пошли пообедать с другом и услышали, как он рассказывает про свой проект. Когда он упомянул о рисках, вы ощутили интерес. Запишите это после встречи.
В течение дня вы наберете несколько пунктов. И так продолжайте неделю, чтобы привыкнуть к режиму наблюдений. А потом еще пару недель, чтобы эксперимент удался.
После этого посмотрите на свои записи и попробуйте их проанализировать. Скорее всего, вы увидите несколько ключевых тем, в которых уже сейчас для вас есть энергия и скрыты идеи относительно новых направлений вашего развития.
«Инструкция»
Представьте себе, что по какой-то причине ближайшие три года вы окажетесь не на связи. На это время у вас не будет преемника, но останется написанная вами инструкция, в которой коллеги и клиенты найдут ответы на самые главные вопросы, с которыми прежде обращались к вам.
Не стоит писать инструкцию целиком, я рекомендую придумать только название и основные разделы. Важно: название должно начинаться со слова «как».
Например: «Как написать книгу, которая станет бестселлером и поможет миллиону людей изменить свою жизнь». Моя инструкция будет называться «Как профессионалы теряют и находят себя и как сэкономить время на поиски».
Конечно, с первого раза может и не получиться. Пишите 10, 20 вариантов (я писала минимум двадцать пять, пока не дзынькнуло). Как только ощутите: оно! — задание можно считать выполненным.
«Пять любимых запросов»
Представьте себе, что утром вы открываете почту и все запросы, которые вы там видите, вызывают у вас желание немедленно приняться за дело. Запросы сложные. Но вы будете их делать с удовольствием.
От кого эти запросы? Что требуется от вас?
Сформулируйте минимум три, а лучше пять запросов. Не берите примеры из вымышленных, несуществующих идеальных карьер. Останьтесь как можно ближе к своей нынешней сфере.
Посмотрите на то, что получилось. Скорее всего, вы только что сформулировали список ваших любимых проблем, о которых мы говорили в начале этой главы. Подумайте о них, посмотрите на смыслы и интересы, которые в них звучат.
Эти три упражнения — подсказки, старт для размышлений. Возможно, они не сразу приведут к инсайтам, но вы абсолютно точно больше узнаете о том, что делает вашу работу любимой.
Подробнее о книге «Это норм!» читайте в базе «Идеономики».