Site icon Идеономика – Умные о главном

Почему мы забываем имена и как улучшить свою память

Фото: Ondrej Kostal/Unsplash

Мы выхватываем свое имя из общего шума, даже если в помещении смешались сотни голосов. А на чужие имена наша память коротка. Топ-менеджер с 20-летним опытом работы в крупных финансовых организациях Елена Сосновцева в одной из глав книги «Memento memory» объясняет, почему так важно сместить фокус внимания на чужие имена.

На очередном мероприятии я в очередной раз представляюсь («Я — брейн-тренер, помогаю людям, помимо прочего, улучшать свою память») и слышу очередные смешки: ха, у нас-то прекрасная память. Но через пять минут эти же люди начинают осторожно «выкать», избегая называть меня по имени, и я знаю почему. Я представилась — а они не помнят, как меня зовут. А через неделю мы встретимся на другом деловом мероприятии: они меня узнают, улыбнутся, будут со мной приветливо разговаривать, но… не назовут по имени. Обычное дело — люди не запоминают имен. И не видят в этом ничего страшного — вот что удивляет.

Есть прописная истина, восходящая еще к Дейлу Карнеги: самый приятный для нас звук — это наше имя. Это наш идентификатор, признание, что мы существуем: ведь наше социальное «я» живет лишь за счет того, что другие подтверждают наше существование. На улице, услышав, как кто-то выкрикнул наше имя, мы оборачиваемся и внимательно изучаем кричавшего — даже если понимаем, что звали не нас.

А вспомните, что вы чувствовали, осознав, что собеседник не помнит вашего имени. Возможно, вас обидела, уязвила его невнимательность. Конечно, качественная коммуникация невозможна, если один собеседник мучается вопросом «Как же его, черт возьми, зовут?», а второй тоже умирает от неловкости — «Он что, не помнит мое имя? Как бы ему намекнуть?».

Некоторые берут инициативу в свои руки — каждый раз представляются, повторяют свое имя на разные лады в течение беседы, напоминают, как с ними связаться, на прощание еще раз называют себя по имени. При очередной встрече, здороваясь, они представятся еще раз и напомнят, где встречались с собеседником. У такого подхода есть один большой минус —зацикленность на задаче запомниться любой ценой. Вы захотели бы иметь дело с тем, кто так навязывается?

Отдельный разговор про специалистов, работающих «в полях». Это менеджеры по продажам услуг, которые знакомятся с потенциальными клиентами на деловых мероприятиях. Казалось бы, специалистов учат коммуникациям — как установить контакт при знакомстве, как «растопить лед», как представиться самому, как выудить из собеседника телефон или адрес электронной почты, чтобы связаться позже для более предметного разговора. Но я ни разу не встречала менеджера, который с ходу запомнил бы мое простое имя. Самое забавное — этих специалистов, как правило, посылают на несколько мероприятий подряд: аудитория может пересекаться, и эти умники как ни в чем не бывало подходят ко мне и опять заводят свою песню. Они не помнят моего имени, не помнят моего лица и не понимают, что я уже «отработанный контакт». Исходя из собственного опыта могу с уверенностью сказать, что даже опытные сотрудники по продажам «в полях» (а это, как правило, ведущие специалисты и руководители направлений) ухитряются сделать все, чтобы потенциальные клиенты обходили их организации стороной. Если меня не запомнили — значит, это безразличие, неуважение, значит, им наплевать на меня, они просто стараются меня использовать.

Почему у людей такая плохая память на имена? Можно привести целый список причин:

Что мешает сосредоточиться в момент знакомства и автоматически запомнить имя собеседника?

Во-первых, отсутствие цели. Если нет намерения запоминать чужие имена, вы их и не запомните. И дело даже не в том, нравится вам собеседник или нет, интересен он вам или нет, нужен он вам или нет (для многих это решающий фактор при знакомстве). К сожалению, разовый приказ мозгу — «Запомни это имя!» — не срабатывает. Поэтому изначально поставьте перед собой эту цель — запоминать имена собеседников, сфокусируйтесь на этой цели. Нет, вовсе не обязательно все время держать ее в голове, но, входя в зал, где много незнакомых людей, напомните себе, что собираетесь запомнить имена тех, с кем вас сведет это мероприятие.

Во-вторых, все та же «многозадачность». Я имею в виду, что на крупных мероприятиях не стоит протягивать руку для рукопожатия и одновременно оглядывать зал: не дай бог пропустить более важных людей для приветствия или знакомства. Это элементарная вежливость — смотреть в лицо того, с кем знакомишься, внимательно слушая, что он говорит. Но люди разговаривают с одним, глазами сканируют зал в поисках других, а в голове между тем носится вихрь мыслей, вообще не относящихся к делу. Помните, эффективность — дитя последовательности. Осматривайте зал, когда вы одни и не заняты разговором.

В-третьих, неумение освободить голову для «здесь и сейчас». Отдайтесь моменту. Не думайте, как вы выглядите и что вам нужно сказать, не оценивайте окружающих: люди все это считывают за доли секунды и теряют к вам интерес. Человек, озабоченный собой и судящий других, — неприятный собеседник.

Некоторые клиенты признавались мне, что на многолюдных собраниях им тревожно, трудно сосредоточиться, голова как в тумане. Они боятся: «А вдруг у меня вспотеют руки, голос будет неестественным и выдаст страх?» Они не хотят выглядеть глупо. Тут есть простое правило: посмотреть в глаза страху и действовать вопреки ему. Попытайтесь сместить фокус: не думайте о самом страхе и о его последствиях, а найдите другой интерес. Дайте себе задание: например, при знакомстве отмечайте тембр голоса собеседника. К концу вечера у вас соберется целая коллекция тембров, и вы сможете подсчитать, сколько из них высоких, сколько низких, сколько невыразительных, а сколько глубоких. Голова будет занята заданием, волнение отступит, а вы всякий раз будете сосредоточены на собеседнике, внимательно прислушиваясь к нему, и уж точно не пропустите его имя мимо ушей.

Тот же совет могу дать тем, кто жутко скучает на таких мероприятиях, но вынужден посещать их по работе. Найдите свой собственный интерес, запустите внутренний квест: скажем, присматривайтесь к лицам новых знакомцев, задаваясь вопросом, сколько в помещении людей с длинными носами или каково соотношение темноволосых и очкариков…

Кто-то может возразить, что это циничный подход. Разве? Ведь «квест» не так уж важен — вы, проявляя интерес к людям, даете им возможность раскрыться, а сами понимаете, насколько другой человек уникален и глубок. Вам, сфокусированному на нем собеседнику, он расскажет больше. Вас ждут приятные сюрпризы, которые могут вылиться в новые возможности.

Подробнее о книге «Memento memory» читайте в базе «Идеономики».

Exit mobile version