Site icon Идеономика – Умные о главном

Как разоблачать ложь в интернете: основные приемы

Иллюстрация: Daily Express

Нет ничего постыдного в том, чтобы признать, что вы ошибались или были обмануты. Ввиду некоторых особенностей нашей психологии мы уязвимы к определенным типам ложной информации. И эту уязвимость эксплуатируют разные дезинформационные кампании, сеющие страх за счет лжи. 

Критическое мышление, однако, помогает нам задавать правильные вопросы и указывает на разумные решения. И сегодня как никогда важно практиковать критическое мышление в повседневной жизни. Умение задать несколько конкретных вопросов часто помогает мне отделять факты от вымысла. Последовательная практика критического мышления вселила в меня здоровую дозу скептицизма.

Шаг 1. То, во что мы верим, зависит от того, как мы себя чувствуем

Когда я читаю заголовок или вижу утверждения о каком-то продукте, первое, о чем я себя спрашиваю — нейтральна ли эта фраза с точки зрения эмоций. Некоторые заголовки вызывают возмущение или страх, что говорит о явной предвзятости. Читая что-то, что провоцирует эмоции, нужно быть осторожными.

Психологи считают, что негативные эмоции определяют то, как мы воспринимаем информацию.

Одно исследование показало, что распространение дезинформации зависит от негативных эмоций, которые она вызывает у читателя. И люди, которые больше всего доверяют органам власти, распространяли дезинформацию чаще. Так что информация, которая нас злит или возмущает, очень быстро распространяется по всему миру. Я понял, что даже если сообщение совпадает с моими твердыми убеждениями, но при этом оно вызывает сильные негативные эмоции, особенно в социальных сетях, стоит копнуть глубже и проверить информацию.

Любопытно, что дезинформация играет на эмоциях намного лучше, чем реальные новости. Многие из них не ставят цели воздействовать на мотивацию аудитории или на то, что она чувствует в данный момент. Я обнаружил, что часто ресурсы, которые привлекают эмоциями, оказываются и самыми предвзятыми. Я стараюсь не забывать об этом на первом этапе процесса критического мышления. Когда я пытаюсь понять, соответствует ли утверждение фактам, я всегда задаю себе несколько вопросов.

Критическое мышление в действии

Давайте обсудим пример, с которым я сталкиваюсь в повседневной работе в интернете и при просмотре новостей. Одна из особо обсуждаемых тем — это коллективный иммунитет. Есть много вариаций, но суть в следующем: ношение масок якобы неэффективно, поскольку препятствует естественному иммунному ответу организма. Маски и социальное дистанцирование мешают формированию иммунитета.

Один из типичных компонентов этих рассуждений — провокация негативных эмоций и гнева по отношению к властям. Меня это сразу настораживает, потому что эти эмоции заставляют нас верить в дезинформацию и распространять ее.

Пытаясь найти источники этой информации, я попадаю на посты в Facebook, а также на новостные сайты, о которых никогда раньше не слышал. Более того, иммунологи, медики и другие исследователи в области здравоохранения не согласны с обоими этими утверждениями.

Шаг 2. Обобщение и оценка доказательств

Иногда я все равно не уверен, правдивы ли утверждения. Даже учитывая эмоции, которые они вызывают, мне нужно найти реальные данные и оценить их качество. Часто информация, которую я хочу проверить, носит политический или научный характер. Я задаю себе разные вопросы в зависимости от характера этих утверждений.

Политические заявления

Несколько разных новостных агентств могут рассказывать об одной и той же истории. Рассмотрев нескольких разных точек зрения, каждая из которых воспроизводит какие-то свои предубеждения, мы можем составить представление о проблеме. Иногда тяжело определить точный источник новостей. Тогда можно посмотреть на даты статей, чтобы увидеть, появились ли какие-то из них раньше того утверждения, которое распространяется в социальных сетях.

Научные утверждения

Часто наука воспринимается как процесс, с помощью которого мы открываем абсолютные истины о Вселенной. Как только многие ученые приходят к общему выводу, об этом сообщают в новостях. Путаница возникает, когда в науке что-то изменяется или развивается, как это происходило во время пандемии коронавируса. Возникает фундаментальное непонимание того, как работает наука.

Странно слышать о конкретных лекарствах, которые якобы лечат коронавирус, в тот же самый момент, когда многие ученые и исследователи говорят, что таких лекарств нет. Как собирать и оценивать такие научные утверждения при наличии расхождений?

Большая часть научных результатов труднодоступна для публики. Научные статьи тяжело читать тем, кто не специализируется в конкретной области, да и доступ к ним зачастую платный. Более того, в разных академических журналах публикуются результаты, не согласующиеся друг с другом. Иногда в СМИ освещаются исследования, не прошедшие экспертную оценку. Ведь новости и информация, вызывающие негативные эмоции, распространяются намного лучше. Чтобы критически относиться к таким утверждениям, стоит задать следующие вопросы:

Одна статья со слабой методологией подпитывала безосновательные предположения о том, что новый коронавирус возник в лаборатории. При внимательном рассмотрении источник нашелся на так называемом сервере препринтов. Эти серверы и веб-сайты позволяют ученым делиться исследованиями с научным сообществом до того, как они будут представлены и опубликованы в научных журналах. Эксперименты и исследования, представленные в статье, не подвергались тщательной проверке и изучению со стороны других ученых.

Поскольку статья еще не опубликована в рецензируемом журнале, мы должны отнестись к этим результатам с недоверием. К счастью, многие ученые в Twitter или других интернет-изданиях оставляют комментарии к этим статьям. Если вы все еще не уверены, изучите экспертное мнение в соответствующей области. Ученые указали на недостатки этой статьи, которые привели к ее опровержению. Препринт был удален с сервера, поскольку он не соответствовал научным стандартам.

Следующие примеры, которые я хочу привести, относятся к статьям, отозванным из рецензируемых журналов. Поскольку наука — это процесс, ошибки и фальсификации постепенно исправляются.

Недавно было отозвано несколько статей, в которых ошибочно говорится, что гидроксихлорохин — эффективное средство лечения COVID-19. Два самых известных медицинских журнала отозвали потенциально фальсифицированные статьи. Другие ученые высказали подозрения относительно лежащих в их основе данных, и авторы не смогли предоставить исходные данные. 

Нужно задавать эти три вопроса, пытаясь оценить качество анализа. Несмотря на публикации в престижных рецензируемых журналах, эти исследования подверглись критике со стороны экспертов в данной области. Поскольку расхождения вызвали серьезную обеспокоенность и повлияли на интерпретацию результатов, эти два исследования были отозваны.

Важно также отделять блоги и новостные ресурсы от первоисточников. Если в заявлении содержится ссылка на блог или другое сообщение в социальной сети, это менее авторитетно, чем ссылка на соответствующее научное исследование. К сожалению, это различие может сбить с толку людей, не относящихся к академическим кругам. Вот как определить, что перед вами настоящая рецензируемая научная статья.

Как научные данные попадают в новости?

Мы проводим месяцы или годы за экспериментами, бывает даже, не спим ночами. Многие ученые работают больше пяти дней в неделю, допоздна. По завершении всех экспериментов и сбора данных они должны оценить и проанализировать результаты. Кроме того, исследователи подробно описывают, как именно они проводили свои эксперименты, чтобы другие ученые могли их воспроизвести, развить или проверить. Такие научные отчеты не попадают к научным журналистам. 

Вот краткий чек-лист, который поможет вам определить, читаете ли вы научную статью.

В отличие от новостных статей, у научных публикаций часто бывает больше трех авторов.

После того, как статья написана, исследователи отправляют рукопись в журнал. Затем другие эксперты в этой области предоставляют комментарии, отзывы и критические замечания. Рецензенты просят исследователей что-то разъяснить или даже провести дополнительные эксперименты для подтверждения результатов. Рецензирование часто занимает месяцы, а иногда и годы.

Рецензирование крайне важно! Некоторые журналы берут плату за публикацию, а это означает, что рецензирование не проводится (вот их список). Иногда некорректные или фальсифицированные статьи отзывают, и при попытке просмотреть вы увидите сообщение о том, что статья отозвана.

Шаг 3. Объективны ли вы?

Мы узнали почти все, что нужно знать, чтобы проверять факты на профессиональном уровне. В заключение я хочу обсудить общие когнитивные ошибки, которые мы склонны совершать. Наконец, есть несколько вопросов, которые нужно задать в конце нашего исследования, чтобы оценить любую информацию.

Типичные когнитивные ошибки

Эффект Даннинга-Крюгера. В 1999 году Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер впервые описали это явление. Они обнаружили, что чем меньше человек разбирается в теме, тем увереннее он в своих способностях или знаниях. Как это связано с критическим мышлением? Если утверждение написано кем-то, у кого нет опыта в соответствующей области, то он недооценивает его сложность. По возможности ищите авторитетный источник при оценке доказательств этого утверждения.

Ошибка выжившего: слышали, как люди утверждают, что нам не нужны вакцины или ремни безопасности? В конце концов, они выросли без них и до сих пор живы и здоровы!

Эти аргументы сначала привлекательны, но они не учитывают ни одного случая неудачного исхода. Они порождают неуместное чувство оптимизма и безопасности, игнорируя смертельные случаи, произошедшие из-за отсутствия прививок и ремней безопасности. Очень важно спросить себя: «Даже если некоторые данные совместимы с этим утверждением, меняет ли это что-то?» Некоторые утверждения могут казаться верными, но разваливаются, если учесть эту предвзятость.

Корреляция и причинно-следственная связь: иногда в заявлении могут быть представлены два взаимосвязанных фактора. Рассмотрим недавнюю дезинформацию о вышках 5G и распространении коронавируса. Хотя может казаться, что какая-то связь существует, она не обязательно причинно-следственная. В этом случае объединяющий фактор — плотность населения. Когда я проверил это утверждение, я обнаружил, что вышки 5G часто строятся вблизи жилых районов с более высокой плотностью населения. И инфекции сильнее распространяются в районах с большим количеством людей.

Если между двумя событиями нет логической связи, корреляция вызвана какими-то другими незаметными факторами. Спросите себя, может ли что-то лучше объяснить эти отношения. Хотя количество фильмов, в которых снимается Николас Кейдж, коррелирует со случаями утопления в бассейне, логической связи между ними нет.

Не забудьте проверить, говорится ли именно о причинно-следственной связи.

Наконец, я применяю вопросы «что», «кто», «где», «когда», «почему» и «как», чтобы представить вещи в перспективе. Теперь, когда собраны все доказательства, мы задаем себе несколько последних вопросов. В каждом конкретном случае у вас будет еще много других вопросов.

Когда вы будете удовлетворены собранными доказательствами, тем, что вы избежали когнитивных искажений и заблуждений, и когда вы сможете ответить на эти вопросы, то можно будет определить, соответствует ли конкретная информация действительности.

Источник

Exit mobile version