Как обсуждать болезненные темы, чтобы вас не послали к черту
7 правил позитивной коммуникации.
СаморазвитиеКэрри Уилкенс и Николь Косанке — психологи и психотерапевты, руководители Center for Motivation and Change, эксперты CBS, Fox News, Newsweek и Huffington Post.
То, насколько люди будут открыты к нашим советам, сильно зависит от того, как именно мы обсуждаем с ними важные изменения в их жизни. О чем бы ни шла речь — о злоупотреблении чем-то, о деструктивном поведении или о другом эмоционально непростом вопросе — правильный подход к коммуникациям помогает сделать так, чтобы вас выслушали. Есть вполне конкретные и эффективные способы выстроить коммуникацию так, чтобы она прошла хорошо и обе стороны почувствовали, что их уважают и понимают.
Когда мы говорим о «позитивной коммуникации», мы вовсе не имеем в виду, что нужно говорить радостным тоном. Не нужно быть чирлидером — нужно эффективно налаживать контакт. Позитивная коммуникация — это умение справиться с темой и при этом не отступить от своих ценностей и целей. Обсудим для начала 7 правил таких эффективных коммуникаций.
Будьте кратки
Это значит две вещи: говорить коротко и не отвлекаться от сути. Расстроенные и разозленные люди склонны поднимать много старых проблем, пытаясь доказать свою правоту сейчас. Не уходите от главной темы и не давайте другой стороне обсуждать другие темы. Коммуникация работает, когда она направлена.
Будьте позитивны
Это не значит, что нужно все время мило улыбаться. Это значит, что нужно воздерживаться от обвинений, обидных слов, негативных заявлений и т.п. Это лишь уведет вас с курса и не даст двинуться к цели. Что еще важнее — просите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите («хотелось бы, чтобы ты складывал все в порядке» вместо «не разбрасывай вещи по столу»). Это сложно и требует определенной практики, но это умение меняет все. Учитесь ему в повседневных диалогах, формулируя свои мысли и просьбы в позитивном формате, а не в негативном.
Будьте конкретны
Обсуждайте конкретные проявления и поступки, просите также чего-то конкретного и измеримого. Чем более ясно вы будете выражаться, тем больше шансов, что вы это получите.
Обозначайте свои эмоции
Если вы позволите другой стороне понять, что вы чувствуете, это поможет разрушить стены между вами.
Скажите, что вы понимаете
Вы можете начать со слов: «Я понимаю, что вы, возможно, чувствуете…»; «Я знаю, как трудно противостоять искушению…» Вы хотите, чтобы вас выслушали, и это шанс дать другой стороне понять, что вы ее слышите и понимаете. Это может смягчить ее оборонительную позицию.
Примите частичную ответственность
Признайте свою роль в ситуации, то, какой вклад вы в нее внесли («Я согласен, что слишком резко говорил с тобой на прошлой неделе, когда нервы не выдержали»). Не нужно принимать всю вину, но частично признать ответственность — это сильно поможет.
Предложите помощь
Вы просите человека о чем-то, так покажите ему, что вы в одной лодке! Предложите конкретный вариант помощи. Если ваш собеседник видит, что в решении участвует кто-то еще, он с большей вероятностью согласится на перемены.
Как воспользоваться всем этим? Осторожно и опираясь на большую практику. Часто помогает, если вы запишете слова, которые собираетесь сказать, и оцените их с точки зрения всех семи пунктов. Прочитайте их вслух — это помогает прочувствовать, как они прозвучат. Обратите особое внимание на слабые и неловкие места, моменты, когда вам кажется, что вы обороняетесь. В этих моментах свои аргументы стоит доработать. Попросите обратной связи у друга или родственника. Прочувствуйте свои аргументы, узнайте их хорошо, сживитесь с ними.
Наконец, выберите время для разговора, когда напряжение идет на спад, когда вы и другая сторона относительно спокойны и расслаблены. Иногда даже стоит прочитать свои слова собеседнику, а не восстанавливать их по памяти. Это покажет, что вы много усилий приложили к подготовке и действительно хотите донести свою мысль, и не даст вам отклониться от общих принципов.
После разговора обдумайте, как все прошло, что получилось, а что нет, почему, и как можно это изменить в следующий раз.
И еще несколько полезных советов:
— Избегайте слов вроде «но» и «тем не менее». Они обнуляют все сказанное перед ними и могут разрушить ваш верный аргумент. Пользуйтесь словами «и», «в то же время».
— Знаете пословицу «куй железо, пока горячо»? В данном случае ковать лучше, когда холодно — выбирайте время разговора соответственно.
— Даже если разговор пошел не так, как вам хотелось (вам ответили отказом, или вы оба вернулись к старой модели поведения), вы все же можете вынести из переговоров ощущение успеха. Попробуйте подумать о том, каковы ваши цели, как может выглядеть успех в том случае, если не все пройдет идеально.
— Если собеседник кричит или уходит от темы, вы можете вернуть разговор на правильный курс, занудно повторяясь и возвращаясь к своим аргументам. Чем больше вы за них цепляетесь, тем больше шансов, что в конце вы будете чувствовать себя успешным переговорщиком.
— Пытаясь вести коммуникацию позитивно, вы можете почувствовать себя неловко и даже глуповато. Практика это исправит, и более того, многие люди настолько вдохновляются результатами и своими ощущениями от таких сложных разговоров, что начинают использовать новые навыки и в других ситуациях.
Оригинал поста — lifehacker.com/how-to-talk-about-sensitive-topics-so-that-people-will-1578544857
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.