Последствия пандемии COVID-19 для мировой экономики и жизни людей оказались разрушительными. Массовая безработица идет рука об руку с экспоненциальным ростом государственного долга, что, в свою очередь, ограничивает помощь безработным и увеличивает налоговое бремя для бизнеса и большинства граждан. Фундаментальная задача — понять, как улучшить перспективы трудоустройства людей в этой ситуации.
Главным будет определить и развивать правильные навыки для этого нового мира. Изменения в бизнесе и в характере работы, ускоряющиеся из-за технологий и демографии, затронут четыре конкретные группы людей на разных этапах их карьеры. Понимание этих тенденций поможет лучше адаптироваться к изменяющейся обстановке и даже вселить уверенность в тех, кто не может справиться с последствиями технологических изменений и шоком пандемии.
Первая группа — это молодежь: те, кто только что закончил университет, чьи перспективы получить работу сейчас сомнительны из-за рецессии, и те, кому предстоит выплачивать студенческий долг. Вторая группа — это работники среднего звена, на которых давят различные финансовые обязательства и потенциальная потеря работы во время экономического спада. Они чувствуют, что не готовы адаптироваться к скорости технологических изменений. Третья группа — это те, кто близок к пенсионному возрасту, у кого нет достаточно сбережений или надежного пенсионного плана, а значит, им придется работать и дальше.
Четвертая группа — это работники, которые находятся на периферии профессии: те, кто всегда еле сводил концы с концами и чьи перспективы трудоустройства сейчас меньше, чем когда-либо. В условиях рецессии они сталкиваются с еще более серьезными проблемами — доступ к жилью и пропитанию. Во многих странах это потребует вмешательства властей, этим людям будет нужна поддержка в приобретении новых навыков.
Но есть надежда для всех четырех групп.
Забудьте про карьерную лестницу
Карьерной лестницы в ее традиционной форме уже нет, и изменения будут только ускоряться из-за кризиса COVID-19. Людям не нужно будет выбирать профессию или карьеру: они должны понять, какие проблемы им нравится решать больше всего, и развивать необходимые для этого навыки, потому что решение проблем — это универсальный навык, который от технологий не зависит.
В этом контексте платформа — это место, где люди изучают новые, ориентированные на будущее навыки и с удовольствием работают над набором интересных проблем. Таким образом они получают больше вариантов развития карьеры. Предположим, требуется решить, какой энергетический баланс поможет окружающей среде и поддержит бизнес. Чтобы ответить на этот вопрос, потребуются люди, обладающие знаниями химического производства, а также те, кто умеет работать с концепциями, хорошо разбирается в коммуникациях и знает, как использовать современные информационные каналы. Многие из этих навыков можно использовать для решения аналогичных проблем, таких как создание экологически чистых, но сверхпрочных пластиков.
В будущем карьера будет состоять из переходов с платформы на платформу, и люди будут применять определенный предметный опыт и возможности решения проблем по мере необходимости. В некоторых компаниях руководители начали понимать это. Вместо того, чтобы рассматривать персонал как набор должностных обязанностей, они сосредоточиваются на совокупности навыков и способностей, которыми обладают их сотрудники. И если у сотрудников нет навыков и способностей, которые необходимы сейчас, лидеры должны найти способы развить их посредством повышения квалификации.
Определение этого набора навыков помогает как работникам, так и работодателям определить возможности карьерного роста или повышения квалификации. Это означает, что больше внимания стоит уделять поиску работы в местных бизнес-сообществах, поскольку крупные корпорации пересматривают свои кадровые модели и нанимают меньше людей — не только чтобы сократить расходы, но и чтобы обеспечить большую физическую дистанцию между людьми, работающими в одном месте, как минимум в краткосрочной перспективе.
Идея локализации находит параллель в концепции «размасштабирования»: крупные промышленные организации делятся на части и реструктурируются, чтобы стать более легкими, персонализированными, распределенными и устойчивыми. «Размасштабируемость» дает молодежи возможность по-новому взглянуть на старые отрасли.
Те из нас, кто работает много лет, изначально думали о карьере как о векторе, с линейными шагами вверх по лестнице. Но эта концепция должна измениться, поскольку люди — как работники, так и работодатели — пытаются понять, как навыки, полученные в одной отрасли (которая может испытывать трудности), можно применить в другой. Я называю это гибкой смежностью.
Вот пример из моей карьеры. В академическом мире я развивался линейно — от научного сотрудника до профессора и декана. Но две мои самые интересные позиции — предприниматель, а затем корпоративный лидер, — не имели к этому пути никакого отношения. В 2000 году я основал компанию Duke Corporate Education, предлагавшую обучение для руководителей, и стал ее генеральным директором. Сегодня я глобальный руководитель PwC в области стратегии и лидерства. Это были не естественные шаги по академической лестнице. Тем не менее, это те должности, на которых я больше всего узнал, получил больше всего удовольствия, и где я увидел ценность своих талантов в смежных областях.
Люди, чья карьера близится к концу, но у которых нет сбережений (или пенсионного плана) для комфортного выхода на пенсию, возможно, должны взглянуть на свои навыки и попытаться найти смежные возможности. Это потребует взглянуть на свои достижения в новом свете.
Реализация в смежных сферах должна также быть интересна тем, кто сегодня находится на периферии профессии, потому что это расширяет возможности. Работникам не потребуется резюме с определенным карьерным профилем, если они смогут показать, что обладают навыками, пригодными для выполнения поставленных задач. И эти новые навыки можно изучить на любом этапе жизни, если такая возможность доступна и люди готовы приложить усилия.
STEM — ваш друг
Сотрудники не обязательно должны быть специалистами по STEM (наука, технология, инженерия, математика), но всем нужно четко понимать, как определенные технологии и технические навыки вписываются в выбранную платформу. Сама идея, что технические навыки не связаны с другими знаниями, устарела. В особенности молодые работники должны делать все возможное, чтобы стать технически подкованными гуманитариями: у них должны быть и технические знания, и навыки решения проблем.
То же самое относится и к сотрудникам среднего звена, у которых есть дополнительный плюс в виде многолетнего опыта работы: старайтесь не отставать от технологических изменений, но относитесь к ним не как технический специалист, а как человек, который может использовать технологические инструменты. Все больше и больше людей должны будут учиться работать с технологиями — включая дронов, роботов и роботизированные процессы.
Несите ответственность за свой профиль и сеть контактов
Представителям цифрового поколения принцип ответственности за свою сеть и профиль может показаться очевидным. Все, что мы делаем, будет каким-то образом запечатлено в цифровом виде — как в профессиональной, так и в социальной среде. Важно все, что вы публикуете, и то, как вы представляете себя вовне: это основа вашего нетворкинга. Изменение характера работы, в том числе тот факт, что люди часто меняют работу или работают по разным типам соглашений, потребует умения составить убедительный профиль, и рассказать о себе коллегам и потенциальным партнерам.
Здесь ваша платформа найдет свое внешнее представление — где вы можете объединить свои различные таланты, навыки, способности и интересы, чтобы представить их потенциальным работодателям, наставникам и другим людям, с которыми вы будете работать. Это нужно будет делать на всех этапах своей карьеры, повышая квалификацию и расширяя богатство своего профиля.
Также нужно строить свою сеть и в цифровом, и в физическом плане (когда это снова станет возможным). Если вы хотите сменить работу, вам следует придумать, как попасть в окружение людей, которые уже занимаются тем, к чему вы стремитесь, и завести новые контакты.
Сильный профиль и обширная сеть также помогают тем, кто начинает собственный бизнес. Больше всего от пандемии пострадал малый бизнес, но этот сектор вынужденно обновится, что приведет к росту числа предпринимателей. И люди, которые были традиционными «белыми воротничками», также задумаются о создании собственной компании, если не смогут найти работу. Возраст — не помеха. Стартапы, основанные людьми в возрасте от 40 до 50 лет, часто более успешны, чем те, что основаны молодыми людьми. Опыт окупается.
Необходимость порождает изобретательность
Даже в хаотичной, рушащейся экономике нужно искать решения — заново придумывать себя и свою экономическую опору. Оценивая, как COVID-19 повлиял на их карьеру, общество и местную экономику, люди должны задаться вопросами: «Что мне всегда хотелось делать? Что у меня хорошо получается? Какие возможности есть для людей с таким опытом, как у меня?» Не ограничивайтесь работой, которую вы всегда делали, особенно если это что-то, что можно значительно улучшить с помощью правильного сочетания технологий и человеческой изобретательности и дать потребителям или компаниям более качественные продукты, услуги или опыт.
Оставайтесь открытыми для возможностей и перспектив цифровой эпохи — даже на фоне сегодняшней неопределенности. Очень полезно сохранять любопытство, а не бояться того, что грядет. А непрерывное обучение принесет успех в любой сфере деятельности.