Бывший топ-менеджер Amazon Джон Россман в книге «Думай как Amazon» рассказывает о двух правилах принятия решений, от которых зависит будущее.
Как вы принимаете жизненно важное решение? Летом 2016 года моей семье пришлось принять такое решение. У нас была возможность переехать в Южную Калифорнию из Сиэтла, штат Вашингтон. В то время мой сын Эй Джей учился в старших классах. Он играл в водное поло и понимал, что если ежедневно тренироваться, много соревноваться и играть, то это поможет при поступлении в колледж, но он не хотел бросать своих друзей и школу.
Это было важное решение. Простой список плюсов и минусов не годился.
Сведите сожаления к минимуму
Вместо старого доброго подхода к определению «за и против» я рассказал Эй Джею о том, как Джефф Безос решил оставить прибыльную работу в хеджевом фонде Дэвида Шоу, переехал в Сиэтл и там устроился в Amazon в 1994 году.
Безосу было 26 лет, когда он пришел к Дэвиду Шоу. Несмотря на то, что до этого он менял места работы как перчатки, Безос вырос до вице-президента всего за четыре года. На этой должности он исследовал возможности бизнеса в «новоиспеченном» интернете, который, по слухам, был золотой жилой, если кто-то мог просто составить бизнес-план, который не был бы безумно рискованным.
Согласно Business Insider, Безос составил список из 20 товаров, которые он мог бы продавать онлайн, и решил, что книги — это наиболее приемлемый вариант. В чем проблема? Его начальник Дэвид Шоу не согласился. Он не считал, что это сработает. Когда Безос стал настаивать на своем желании уволиться, Шоу посоветовал ему подумать об этом 48 часов, прежде чем принять окончательное решение. Так он и поступил. Столкнувшись с необходимостью принимать решение, меняющее мир, молодой Безос обратился к процессу, который он назвал «концепцией минимизации сожаления». Спустя годы он так объяснит это в интервью:
Я решил представить себя 80-летним, и в этом возрасте мне бы хотелось сказать себе: «Ладно, теперь я оглянусь назад и посмотрю на свою жизнь. Я хочу как можно меньше о чем-либо сожалеть». Я знал, что, когда мне будет 80, я не стану сожалеть о том, что попробовал это. Я не стану сожалеть о попытке поучаствовать в этом проекте под названием Интернет, который, как я считал, будет действительно чем-то важным. Я знал, что если у меня не получится, я об этом не пожалею, но я знал, что пожалею, если так и не попробую. Я знал, что это будет преследовать меня каждый день, и поэтому, когда я об этом подумал, решение далось мне невероятно легко. И я считаю, что это замечательно. Если вы гипотетически можете спросить 80-летнего себя: «Что я буду думать об этом тогда?» — это избавит вас от некоторых повседневных проблем. Знаете, я ушел из этой фирмы на Уолл-стрит в середине года. Если вы так делаете, то теряете годовую премию. Это может поначалу сбить вас с толку, но если вы подумаете о долгосрочной перспективе, тогда действительно сможете принять хорошее решение, о котором потом не пожалеете.
Отлично, — скажете вы. Такой подход может быть полезен для некоторых важных решений в жизни, например решение об увольнении с работы, переезд и запуск рискованного стартапа, ну а как насчет повседневных решений в бизнесе?
Обратите внимание на дверь
От руководителей Amazon всегда ждут безошибочных решений. В самом деле, это основной принцип. Как это возможно? Они должны не только очень хорошо разбираться в вопросе, но и принимать активное участие в работе, чтобы не попасть в ловушку под названием «склонность к подтверждению своей точки зрения». Люди склонны искать данные и точки опоры, которые подтверждают их первоначальное мнение. (Вот почему Facebook так популярен. Америка настолько разделена на два политических лагеря, что, кажется, уже никто не может спорить публично. Люди ожидают, что столкнутся с отражением их собственного мнения.) Однако если мы активно работаем над поиском альтернативных перспектив и информации, то решения, которые мы принимаем, становятся лучше. Это не мнение. Это факт. Джим Коллинз подтвердит, что даже самый успешный бизнес делает свой первый шаг к упадку, если лидера окружают подпевалы. Гордыня сеет зерна разорения.
Но как принимать взвешенные, непредвзятые и правильные решения быстро? Вы выбираете те, которые являются обратимыми. Чтобы принять решение быстро, вы должны сначала рассмотреть его последствия. Можно ли проверить или отменить результат решения или он является неизменным и, следовательно, его невозможно проверить? В Amazon мы использовали бинарную аналогию «комнаты с одной или двумя дверьми».
«Мы думаем о комнате с одной или двумя дверьми. Комната с одной дверью — это место с необратимым решением: если вы проходите через нее и вам не нравится то, что вы видите за ней, вы не сможете вернуться. Вы не можете вернуться к исходному состоянию, — объяснил Джефф Уилки, директор Amazon по работе с клиентами в разных странах. — А есть комната с двумя дверьми. Вы проходите через нее и видите то, что ищете, и если вам это не нравится, то вы можете вернуться в то состояние, в котором были изначально. Мы думаем, что такие комнаты с двумя дверьми — это своего рода обратимые решения, и мы хотим, чтобы сотрудники принимали именно их».
Читайте подробнее о книге «Думай как Amazon. 50 и 1/2 идей для бизнеса» в базе «Идеономики».