Site icon Идеономика – Умные о главном

Симуляция конца света: как фильмы-катастрофы помогли нам перенести пандемию

Кадр из фильма Shaun of the Dead

Тем из вас, кто часами сидел на диване, наблюдая, как общество рушится под напором мародерствующих зомби, смертоносных инопланетян и инфекционных заболеваний, пришло время вкушать плоды.

Психологи нашли доказательства, что поклонники апокалиптических фильмов, в которых разваливается глобальный порядок, более устойчивы и лучше подготовлены к борьбе с пандемией коронавируса, чем остальные жители планеты.

Мрачные сценарии таких фильмов, как «Заражение» — от панической скупки товаров и изоляции до страха перед окружающими и фейковых заявлений о чудодейственных лекарствах, — кажется, помогли зрителям спокойно отреагировать на вспышку и решить, как себя вести во время кризиса.

«Если это хороший фильм, он вас затягивает и вы примеряете на себя действия персонажей, тем самым непреднамеренно репетируя сценарии, — говорит психолог Чикагского университета Колтан Скривнер, специализирующийся на болезненном любопытстве. — Мы считаем, что люди учатся опосредованно. Похоже, что они заранее знали, что нужно купить — разве что дефицит туалетной бумаги не смогли предугадать».

Исследователи опросили 310 добровольцев об их кинопредпочтениях, а затем о том, насколько они были готовы к пандемии. Также они оценили уровни беспокойства, депрессии, раздражительности и бессонницы.

Поклонники фильмов ужасов оказались менее обеспокоены кризисом, чем большинство, но те, кто предпочитал фильмы-катастрофы — те, где общество разрушается, — оказались более устойчивыми и лучше подготовленными как в психологическом, так и в практическом плане.

Психологи также проанализировали возраст, пол, общие предпочтения в области кино и личностные черты, такие как невротизм и добросовестность.

Скривнер подозревает, что здесь играют роль несколько факторов. Благодаря таким фильмам, как «Заражение», популярность которых растет по мере распространения коронавируса, такие аспекты пандемии, как карантин и нехватка ресурсов, выглядят менее странными.

«Вы видели это сто раз в кино, так что это не застало вас врасплох», — говорит он. Он добавил, что фильмы — это также возможность для людей потренироваться держать себя в руках, когда наступают плохие времена.

В одной из сцен «Заражения» Бет Эмхофф, которую играет Гвинет Пэлтроу, сидит в баре в аэропорту, и камера следует за ее кредитной картой, когда она передает ее, чтобы расплатиться.

В другом случае ученый Ян Сасмен, которого играет Эллиот Гулд, приходит в ужас, наблюдая, как женщина в ресторане кашляет и делает глоток из бокала. Но это не единственные сцены, которые отражают реальную жизнь в пандемию коронавируса, говорит Скривнер.

Один персонаж в фильме активно рекламирует чудо-лекарство под названием форсития. Информация быстро расходится среди людей и вызывает хаос. «Это похоже на то, что происходит сейчас с противомалярийными препаратами, — говорит Скривнер. — Всегда найдутся люди, которые в подобных ситуациях продвигают чудодейственные средства, так что стоит относиться к подобному скептически».

В другом фильме «Оно приходит ночью» рассказывается о паранойе семьи, спрятавшейся в доме в лесу после того, как заразная болезнь охватила мир. «Главный вывод, который можно сделать из этого фильма — то, что сама паранойя иногда может принести больше горя, чем то, что ее вызывает», — считает Скривнер.

По его мнению, одна из причин, по которой люди тянутся к апокалиптическим фильмам, заключается в том, что они дают зрителям безопасный способ пережить крах социума. «Возможно, вы будете плохо спать ночью после просмотра, зато сможете увидеть, как выглядит мир во время пандемии, — говорит он. — Вы не думаете «что же я буду делать, когда кто-то будет за мной гнаться», но вы получаете знания, на которые сможете опереться в будущем, даже если они находятся за пределами осознания».

Матиас Класен, психолог из Орхусского университета и соавтор исследования, которое находится на рассмотрении в журнале Social Psychology and Personality Science, говорит, что фильмы помогают людям подготовиться к страшным ситуациям так же, как воображение позволяет отрепетировать свидания или конфронтации.

«Наша способность населять виртуальные миры — миры, созданные нами самими, а также те, которые существуют в кино и книгах, — дар естественного отбора, часть биологического механизма, который развился, потому что давал нашим предкам преимущество в борьбе за выживание», — говорит Класен.

«Если вы видели много фильмов о выживании, то наверняка пережили массовые социальные потрясения, состояния военного положения, видели людей, которые реагируют на внезапную катастрофу слишком эгоистично или, наоборот, руководствуются общим благом, — говорит он. — Вы в более выгодном положении по сравнению с теми, кто никогда не переживал симуляцию конца света, потому что у вас есть этот альтернативный опыт».

Источник

Exit mobile version