Site icon Идеономика – Умные о главном

«Без творчества мы загнемся как биологический вид»

Фото: Production Club

До коронавируса креативная студия Production Club устраивала шоу и фестивали, но из-за карантина стала искать новые решения. Так они разработали защитный костюм для проведения вечеринок во время пандемии Micrashell. Во время онлайн-встречи в рамках программы Moove для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС сооснователь Production Club дизайнер Мигель Рисуэньо рассказал о принципах современных художников, о том, почему творчество — удел каждого, и о поиске идей в условиях антиутопии.

Искусству и технологиям полезно друг с другом чаще пересекаться. Есть люди, которые говорят: «Я человек искусства. Технологии не для меня». Или, наоборот, говорят: «Я человек инженерного склада, и поэтому все эти художества мне непонятны». Это неживое разделение.

Мне кажется, очень важно сначала придумать концепцию и только потом продумать возможный вариант ее реализации. Мы всегда так работаем: сначала разрабатываем концепцию, чтобы она блестела и сверкала, а потом уже думаем, можно ли ее как-то реализовать. У Миядзаки был прекрасный фильм пару лет назад, где та же мысль была сформулирована следующим образом: вдохновение открывает перед нами будущее, а технология догоняет вдохновение.

Следующий принцип — лучше думать. Мы стараемся не просто думать, но думать лучше, критичнее, креативнее и латеральнее. Большинство людей вообще плохо думают. И мы стараемся этот недостаток исправить хотя бы в своей работе.

Меня воспитывали в очень простой логике: если не можешь себе что-то позволить и продолжаешь хотеть — сделай сам. В таком режиме я смастерил себе свое первое пианино. Потом сделал футбольный мяч. Наверное, кому-то повезло, и они родились очень умными. А я родился с достаточно средними интеллектуальными способностями, поэтому приходится вкалывать, чтобы уравнять себя в шансах с теми, кому природа отвалила талантов. И к этому я добавляю навыки критического мышления.

Часто люди считают, что они обладают критическим мышлением, если умеют все критиковать. Я всегда говорю, недостаточно просто критически мыслить, нужно конструктивно критически мыслить. Короче, критикуешь — предлагай. Каждый может сказать: у вас это плохо сделано, а это болтается. Хороший человек должен сказать: «Это болтается, но есть идея». И это правильный подход. Помогайте разрабатывать более удачные решения. И вообще критическое мышление — это не только критика. Наиболее важным параметром является именно творческое мышление.

Творчество рождается в процессе. Это как с футболом: не будешь практиковаться — не будешь играть. И здесь тоже нужна практика.

Крупная проблема многих компаний — это то, что я называю неадекватным мышлением. Дело в том, что мы привыкли подходить к решению проблем очень конфронтационным способом. Мы пытаемся найти какую-то истину, опираясь только на логику. Мы в каком-то смысле заложники греческой традиции Сократа и Платона, которые придумали всю эту историю про логику. Они нас приучили к мысли о том, что правильные решения можно найти только через поиск правды. А это необязательно так.

Я пытаюсь донести очень простую мысль, что установление какой-то единственной правды — может быть, очень интересное дело, но не самое продуктивное. Тем более, что у заявленной проблемы, возможно, есть не одно единственное решение, а десятки классных решений.

Я очень часто использую аббревиатуру EBNE — Excellent But Not Enough — прекрасно, но недостаточно. Очень часто решения, которые вы обнаружили в своей повседневной жизни – это как раз такие EBNE-решения, классные, но недостаточные. Здорово, что решение придумано, но оно не единственное – продолжаем работать. Надо поискать еще, и найдутся классные нелогичные решения. Латеральное мышление помогает нам находить какие-то идеи, не лежащие не проторенной логической дороге.

Третий принцип — конструктивный конфликт. Для испанцев и для русских — это какая-то совершенная идея, а когда я приехал в США, выяснилось, что в этом смысле это какая-то интеллектуальная пустыня. Здесь считается, что конфликтов нет, все отлично, чувак, никаких проблем. Никому в голову не приходит, что конфликты можно специально создавать и конструктивно использовать. Это не значит, что нужно постоянно с кем-то сражаться или спорить, чтобы продемонстрировать свою правоту. Однако конструктивный конфликт может вам помочь улучшить вашу идею. И здесь нет места соглашательству ради дружбы.

Четвертый принцип — зацикливаться не на том, что есть, а на том, что можно сделать. Очень часто люди пытаются придумать какие-то решения в пределах привычного концептуального поля. В таком случае, может быть, и разумно говорить о единственной правде или единственно верном решении, но это все яйца выеденного не стоит, когда вы выходите в пространство невозможного. Очень легко, опираясь на привычные взгляды, сказать: «Эта идея — отстой». Вместо этого можно найти в этой идее что-то классное, потом понять, что тебя реально в ней бесит, и отрефлексировать момент. Эта рефлексия может привести вас к классной проработке исходной идеи. Я следую этому процессу и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Поиск вдохновения. Где найти вдохновение в нашем антиутопическом мире? Когда я говорю «наш антиутопический мир», я имею в виду не только коронавирусные времена. Мир не конфетка. Отрасль жестит, люди в стрессе, все жалуются, все ругаются. Люди не вовлечены в то, что они делают. А в условиях стресса человеческий мозг закрывается и перестает генерировать хоть что-то достойное.

Поэтому так важно уметь себя вводить в ресурсные состояния, потому что без этого состояния невозможно ничего поменять в позитивном направлении. Если не будет творческого мышления, мы загнемся как биологический вид. Есть одно важное правило: если человек перестает учиться, он перестает жить. Если у меня есть свободное время, я хватаю первую попавшуюся книгу и стараюсь въехать. Когда я в последний раз выучил что-то, чем горжусь? Это для меня проверочный вопрос. Если я не могу ответить на него, это тревожный звонок.

Еще мне кажется полезным совет держать и регулярно обновлять список собственных навыков, так чтобы знать, сколько ты реально стоишь. Большое количество, казалось бы, хороших художников, инженеров, творческих людей реально не понимают, сколько нужно брать денег за свою работу, потому что они даже не знают, какими навыками они обладают.

Вы можете сказать: «Я классный, потому что у меня вот это и вот это в зените. Я реально стою своих денег». Попробуйте составить такой список навыков для себя. Там могут быть и конкретные навыки, и какие-то большие группы навыков. Старайтесь носить разные шляпы, в смысле пробовать разное, проявлять понимание и стараться без предвзятости относиться к другим людям.

Не позволяйте другим людям определять то, кем вы можете быть. С какой стати другой человек должен вам говорить: «Какой из вас fashion-дизайнер»? Или «вы получили техническое образование, значит, идите в своем НИИ и продолжайте горбатить что-нибудь инженерное».

Exit mobile version