Ребекка Гринфилд — журналист Fast Company.
Большинство из нас засыпают, держа телефон рядом с кроватью. Телефон — это первое, с чем мы сталкиваемся утром, когда выключаем будильник. И как только телефон оказывается в руке, нас тянет проверить почту, SMS, новости в Фейсбуке и Твиттере и прочие обновления, которые скопились за ночь. Это большой стресс, но именно с этого многие из нас начинают день.
CEO онлайн-ритейлера Lyst Крис Мортон тоже когда-то просыпался именно так. Он терпеть этого не мог, но не мог и избавиться от своей дурной привычки. Но потом он прочел о знаменитых экспериментах Б.Ф. Скиннера над крысами: ученый менял время кормления, чтобы понять, как у животных формируются привычки. Когда интервалы кормления были случайными, крысы не знали, когда ждать пищу, поэтому они постоянно бегали к рычажкам, на которые нужно было нажимать для получения еды. «Эти крысы только и делали, что нажимали кнопки весь день, потому что не могли понять логики», — рассказывает Мортон. И он понял, что точно такие же отношения у нас складываются с электронной почтой.
Мортону не первому пришла в голову эта идея. Но он осознал, что если он поменяет свой распорядок, то его день станет приятнее и продуктивнее. Когда мы отвлекаемся, например, на почту, это снижает нашу производительность. После этого, чтобы вернуться к другой задаче, требуется до 25 минут. Мортон же продуктивнее всего работает по утрам, так что потерянное утром время — самое драгоценное.
За последний год Крис стал проводить первый час дня совсем иначе. Он пользуется телефоном как будильником, но когда ложится в кровать, ставит его в режим «в самолете». После пробуждения он полчаса занимается йогой и медитирует, запрещая себе в это время даже думать о планах на день. Он прочищает мозг, позволяет мыслям свободно блуждать.
«Это как разогрев. Перед занятиями спортом обычно нужно размяться. Думаю, то же самое с мозгом и сознанием — как вывести его на полную скорость?» — рассуждает он. Исследование Лейденского университета показало, что медитация помогает дивергентному мышлению, то есть помогает придумывать конкретные решения.
Но и после этого Мортон сопротивляется зову айфона. Еще полчаса, во время завтрака, он составляет список всех важных дел, которые нужно предпринять сегодня. Возможно, после прочтения почты его приоритеты изменятся, но это будет осознанное действие, а не безвольное следование потоку писем.
Мортон говорит, что стал работать эффективнее. Он внушил себе, что почта — обычно далеко не самая важная задача. А благодаря тому, что его утро теперь не вращается вокруг ответов на письма, весь день стал продуктивнее. Иногда он не проверяет почту до полудня, потому что в это время он работает лучше всего. «Это было просто необходимо, — объясняет он. — Я знал, нужно что-то менять, поскольку компания росла. Стало очевидно, что нужно более умно решать вопросы, так как нагрузка все увеличивалась и увеличивалась».