Site icon Идеономика – Умные о главном

Ода жадности: психология финансовых мошенников и их жертв

Кадр из фильма "Отпетые мошенники"

Гордон Гекко, персонаж великого фильма о капитализме 1980-х «Уолл-стрит», известен фразой, что жадность — это хорошо. Правда, не все запомнили окончание этой его речи, где он добавляет: «Жадность во всех ее проявлениях, жадность к жизни, к деньгам, любви, знаниям ознаменовала взлет человечества». Именно этот последний момент — жадность толкает людей вперед, — лучшее резюме выступления Гекко. Но что происходит позже, когда жадность становится чрезмерной, и преодолев пик, человечество начинает скатываться с этой «вершины»?

Этому бесславному падению посвящена книга Бена Карлсона «Don’t Fall for It», в которой описываются ярчайшие случаи мошенничества в финансовой индустрии и исследуется психология главных героев и их жертв. Карлсон использует простую классификацию мошенников (по-видимому, это всегда мужчины). Шарлатаны первого типа «более или менее искренни, но в любом случае разоряют инвесторов, потому что доводят свои идеи до крайности или не учитывают их нежелательные последствия». Представители второго типа «нагло ставят цель облапошить людей во что бы то ни стало» и используют обаяние и убеждение, чтобы найти сподвижников.

Шотландский предприниматель XVIII века Джон Ло относится к первому типу. Ло, проницательный экономист, был разочарован неэффективностью золота как валюты, поскольку его приходилось возить с собой при совершении сделок. Его смелая идея была двоякой: создать бумажную валюту и обеспечить контроль центрального банка, который мог бы манипулировать объемом валюты в обращении. Но Ло нужно было убедить экономику принять его предложение.

Он нашел желанную аудиторию в погрязшей в долгах Франции. В начале 1700-х годов она контролировала огромные территории, относящиеся сейчас к Соединенным Штатам, и Ло убедил французского регента Филиппа поддержать валюту государственным долгом, который можно было конвертировать в акции Миссисипской компании, созданной для добычи ископаемых в США.

Проект превзошел все самые смелые мечты Ло. Спрос на акции Миссисипской компани был таков, что ее рыночная капитализация ненадолго превысила ВВП Франции. Но вскоре предложение акций превысило спрос, и цены упали. По мере утраты доверия цены продолжали падать, и Ло был вынужден бежать из Франции, разоренный и сломленный духом. Он оказался провидцем: его центральный банк, контролирующий предложение денег, был предшественником современной Федеральной резервной системы. Но он также позволил фанатизму затуманить свой взгляд. Карлсон отмечает: «Ни один корабль Миссисипской компании так и не отправился к берегам Луизианы. Бизнес сам по себе был прикрытием».

Тем не менее, Ло — гораздо более симпатичный персонаж, чем любой из шарлатанов второго типа. Среди этой группы мошенников своей неприкрытой бравадой выделяется Виктор Люстиг. Люстиг, профессиональный аферист, примчался в Париж в 1925 году, прочитав о ветхом состоянии Эйфелевой башни. Используя поддельное удостоверение члена правительства, он обратился к группе богатых бизнесменов, заявив, что администрация собирается продать башню на металлолом. Один из предпринимателей, поборник социального прогресса, согласился заплатить Люстигу крупную взятку, чтобы заполучить эту сделку. Получив деньги, Люстиг исчез. Невероятно, но спустя несколько лет он попытался проделать то же самое с другой группой предпринимателей. На этот раз полиция была наготове.

Карлсон рассказывает весьма увлекательные истории об аморальности и браваде и при этом демонстрирует неожиданные феномены богатства. Например, почти треть победителей лотерей в США в конечном итоге разоряются. Более того, соседи победителей лотереи тоже могут разориться, и чем больше выигрыш, тем больше вероятность того, что кто-то по соседству будет вынужден объявить о банкротстве.

Карлсон утверждает, что уязвимость неожиданно разбогатевших людей связана с отсутствием опыта обращения с деньгами. Он приводит несколько примеров выдающихся звезд спорта — каждый пятый игрок НФЛ обанкротился в течение 12 лет после ухода из лиги, — и голливудских актеров, которые оказывались втянутыми в неразумные схемы. При этом, по его мнению, некоторые знания тоже опасны. Он ссылается на исследование, проведенное психологами Калифорнийского университета в Санта-Крус. Ученые задали двум группам один и тот же набор подробных вопросов о финансовых рынках. Члены одной группы были жертвами финансового мошенничества, а другие — нет. И именно жертвы показали более высокие результаты в тесте, то есть их знание того, как устроена финансовая система, не защитило их от мошенников. Возможно, наоборот, оно дало им ложную уверенность.

Самая печальная история в книге — это история Улисса Гранта, героя гражданской войны, ставшего 18-м президентом Америки. Завоевав военный и политический мир, Грант хотел сделать то же самое в бизнесе. Но пал жертвой классического шарлатана второго типа Фердинанда Уорда. Грант и Уорд вместе занялись бизнесом: Грант привлекал деньги инвесторов, а Уорд якобы приносил здоровую прибыль. На деле же он просто «обналичивал каждый чек в личных целях», а Грант оказался без гроша в кармане. 

Карлсон, впрочем, считает, что Грант был жаден и считал, что «заслужил стать миллионером, чтобы деньги соответствовали его статусу в иерархии. Хотя у Гранта было то, что нельзя купить за деньги — уважение страны и целого мира». Поэтому он признает, что слова Гордона Гекко — не пустой звук: «Одна из главных причин, по которой мы достигли такого большого прогресса за последние несколько сотен лет, заключается в том, что человеку свойственно просыпаться утром с желанием улучшить свое положение в жизни». Урок его отрезвляющей книги: если вы делаете это слишком быстро или без должного усердия, это, вероятно, приведет к провалу.

Источник

Exit mobile version