Известные мотивационные ораторы особенно рьяно ратуют за баланс: «Жизнь без баланса может стоить вам здоровья. Жизнь без баланса может стоить вам духовности. Жизнь без баланса может стоить вам богатства и счастья». Колумнист журналов Outside и New York Брэд Сталберг и тренер ведущих бегунов мира Стив Магнесс не советуют тратить время на поиски того, что найти невозможно. В одной из глав книги «Гори, но не сгорай» они объясняют, почему стоит рискнуть и прожить жизнь без такого заманчивого равновесия.
Иллюзия баланса
Хотя на первый взгляд может показаться, что вопрос поддержания баланса в жизни стал особенно актуален именно сегодня, на самом деле увлечение человека этой идеей не ново. Она глубоко укоренилась в нашей коллективной психике и берет свое начало в Древней Греции. В 300 году до нашей эры Аристотель учил своих последователей стремиться к «золотой середине», то есть к желаемой середине между двумя крайностями: избытком и недостатком. Примерно в то же время Платон популяризировал теорию «трехчастной структуры души», которая вращалась вокруг идеи о поддержании единства различных ее частей. Один из первых принципов медицины основывался на том, что человек состоит из четырех телесных жидкостей, или гуморов (желтой и черной желчи, флегмы и крови), которые, когда он здоров, находятся в идеальных пропорциях. А болезни возникают тогда, когда одной из этих жидкостей становится слишком много или слишком мало. В искусстве идеализированное абсолютно симметричное, полностью гармоничное человеческое тело представляет витрувианский человек Леонардо да Винчи. Словом, на протяжении всей своей истории, в самых разных контекстах человечество неизменно стремилось к равновесию. Поэтому неудивительно, что сегодня многие на все лады прославляют баланс. Вот найдем его в жизни, и все остальное приложится. Баланс. Баланс. Баланс.
А теперь подумайте: вы когда-нибудь встречали интересного человека, не говоря уже о человеке, страстно чем-то увлеченном, который был бы абсолютно гармоничен и уравновешен? Разве вы были абсолютно невозмутимы в периоды всплеска энергии и энтузиазма? Мы, кстати, отвечаем на этот вопрос отрицательно.
Страсть и баланс несовместимы
Баланс подразумевает способность поддерживать равновесие. Предполагается, что вы умеете «жонглировать» всеми важнейшими составляющими своей жизни, уделяя им равное внимание; что вы можете быть лучшим мужем, лучшим отцом, лучшим сотрудником, лучшим учеником, лучшим спортсменом и так далее и тому подобное — и делать все это одновременно. Но это не более чем иллюзия, и ее легко развеять даже при беглом изучении такого явления, как страстно увлеченный чем-то или кем-то человек. Страсть разрушительна. Даже в гармоничном проявлении, даже если она охватывает вас постепенно, она обязательно выбьет вас из колеи.
Для наглядности рассмотрим пример Уоррена Баффета, одного из самых успешных инвесторов в истории бизнеса. Хотя его собственный капитал составляет более 75 миллиардов долларов, Баффет живет (и всегда жил) довольно скромно. Он меняет автомобиль — обычно седан среднего класса — раз в десять лет и любит завтракать в McDonald’s. Он мог бы жить в любом уголке мира, но живет в Омахе, штат Небраска, в том же скромном городе, где родился около восьмидесяти девяти лет назад. Даже будучи моложе, Баффет держался в стороне от внимания общества, почти всегда предпочитая читать или заниматься исследованиями, а не посещать светские мероприятия. Как ни парадоксально, хоть он и считается королем мира инвестиций, похоже, его совершенно не интересуют все те выгоды, которые дает богатство. Баффету вообще неинтересна вся эта мышиная возня. У него другие мотивы : он просто хочет быть лучшим инвестором, каким может быть.
Инвестирование занимало все его внимание практически с детства. Еще в школе, вместо того чтобы увлекаться тем, что обычно интересует мальчишек — спортом, девочками и играми, Уоррен все свободное время посвящал созданию службы доставки «от двери до двери», которая продавала жевательную резинку, кока-колу и еженедельную периодику, и управлению ей. Мальчик взрослел, и его бизнес-интересы и инвестиции становились сложнее и серьезнее; он конструировал автомобили, продавал мячи для гольфа и почтовые марки и даже закупил игровые автоматы, чтобы сдавать в аренду местным парикмахерским. Комментарий к его фотографии в школьном альбоме гласил: «Любит математику: будущий биржевой маклер».
Со временем страсть юного Уоррена к инвестированию только усилилась. Не забывайте: это происходило не потому, что он хотел произвести впечатление или стремился к роскоши, ведь, как мы уже сказали, его персональная финансовая стратегия — бережливость. Баффет увлекался инвестициями, потому что ему нравился сам процесс накопления богатства. Он постоянно обдумывал финансовые стратегии, оценивал варианты инвестирования, помогал развиваться приобретенным компаниям. И хотя со временем он женился и завел троих детей, уделять семье должное внимание у него не получалось. Его покойная ныне жена Сьюзен однажды призналась: «Физическая близость с Уорреном не всегда означает, что он в этот момент с тобой».
В документальном фильме «Становление Уоррена Баффета» его сын Говард говорит, что с отцом очень трудно наладить эмоциональный контакт, «потому что это не его основной рабочий режим». Дочь Баффета Сьюзи рассказывает, что с отцом нужно говорить кратко, быстрыми рублеными фразами, потому что «если говорить слишком длинно, ты его потеряешь — он просто уйдет в свои великие мысли, которые в этот момент вертятся в его голове». Все, что известно о личной жизни Баффета, ясно показывает, что, с одной стороны, он всегда действовал из лучших побуждений и старался стать хорошим семьянином, а с другой — был и остается полностью поглощенным инвестированием. Как он ни старался, он не мог это «отключить». Очевидно и то, что его страсть к инвестированию гармонична, но все равно требует жертв — в данном случае постоянного, практически безраздельного внимания. По словам одного из авторо в New Yorker Джеймса Суровецки, «Баффет был рожден, чтобы стать великим инвестором, но ему пришлось прилагать огромные усилия, чтобы жить нормальной жизнью».
Важен не баланс, а самосознание
Помимо риска пренебречь важными сторонами жизни (и неизбежного сожаления об этом), нужно упомянуть о риске, связанном с выбором исключительно одного вида деятельности, а именно того, что с нами происходит, когда она перестает быть доступной. Неудивительно, что спортсмены и высокомотивированные профессионалы часто борются с депрессией и другими проблемами психического здоровья, когда выходят на пенсию. Получается, что чем больше человек погружается и вкладывается в любимое дело, тем труднее ему перестать им заниматься. Но даже в этом случае мы не готовы признать, что баланс в жизни — правильное решение. На наш взгляд, гораздо разумнее стремиться не к балансу, а к самосознанию, или способности объективно взглянуть на себя, оценивая, наблюдая и проактивно управляя своими жизненными принципами, эмоциями, страстями, поступками и их влиянием на людей. Иными словами, самосознание — это выделение времени и пространства, чтобы лучше познать себя, постоянно проверяя (ведь ваше «я» со временем меняется), и жить в соответствии с этим.
Человек с острым самосознанием способен провести грань между эйфорией от полного погружения в любимое дело и долгосрочными последствиями такого образа жизни. Таким человеком можно назвать спортсмена-олимпийца, который решает уйти из большого спорта вовремя, чтобы создать семью; художника, который понимает, что, выделив время для жизни за стенами студии, он с намного большей вероятностью напишет замечательные картины; успешного адвоката, который строго придерживается правила никогда не пропускать семейные ужины или спортивные мероприятия своих детей. Нужно признать, такая способность дается нелегко. Как ни парадоксально, но один из наилучших способов достичь этой цели — мысленно выйти за рамки собственного «я». Психологи называют это самодистанцированием — например, нужно притвориться, будто даешь совет не себе, а другу; вести дневник от третьего лица , а затем анализировать эмоции, возникающие при чтении написанного, размышлять о том, что вы смертны.
Практика самосознания позволяет честнее и объективнее оценивать компромиссы, неизменно присутствующие в несбалансированной, наполненной страстью жизни. Это гарантирует, что вы уделите достаточно времени отдыху и восстановлению (а значит, вам не грозит эмоциональное выгорание) и примете сознательные, продуманные решения при распределении времени и энергии, что существенно уменьшит вероятность того, что впоследствии вы будете сожалеть о сделанном или несделанном. Практика самосознания помогает нам понять, что, если наша идентичность слишком сильно связана с любимой деятельностью — например, когда вы увлечены написанием книги, или в первые несколько месяцев после рождения ребенка, или когда стремитесь попасть в Олимпийскую сборную, — баланса может не быть, но это вполне нормально, потому что такое состояние недолговечно. Если взять, скажем, крупным планом любой день, неделю, месяц и даже год, они не кажутся сбалансированными. Но если уменьшить масштаб и посмотреть на жизнь в целом, она будет выглядеть вполне сбалансированной и полноценной. Именно к этому и нужно стремиться.
Шалан Флэнаган, тридцатисемилетняя бегунья на длинные дистанции, стала первой американкой, победившей в Нью-Йоркском марафоне за все сорок лет его проведения. Бег — истинная страсть Флэнаган. На пике тренировочного процесса спортсменка регулярно пробегает почти по 200 километров в неделю. Она признает и понимает, что при таком отношении к делу ни о каком балансе в жизни не может быть и речи, да она к этому и не стремится. «Мне нравится в течение какого-то времени все ставить на что-то одно, а затем всецело отдаваться другому, — сказала она недавно Брэду в интервью для журнала Outside. — Это значит, что я с головой погружаюсь в бег, а затем беру отпуск и с неменьшим энтузиазмом занимаюсь семьей и другими важными вещами. А пытаться делать все сразу слишком сложно — и с физической, и с психологической точки зрения».
А еще Флэнаган отлично понимает, что ее карьера профессиональной бегуньи не бесконечна и непременно наступит момент, когда она захочет (или ее заставит это сделать организм) направить свою страсть на что-то другое. Поэтому даже в разгар напряженнейших тренировок спортсменка не пренебрегает своими хобби, такими как кулинария и писательство.
Такие люди, как Шалан Флэнаган, обладают таким самосознанием, которое помогает им не только понимать великую силу приверженности своему призванию, но и определять, когда пришло время обратить внимание на что-то другое. По данным исследований, те, у кого развито самосознание, принимают более удачные решения, выстраивают стабильные и гармоничные взаимоотношения, более креативны и успешны в профессиональном плане.
Все вышесказанное наводит на одну весьма любопытную мысль. Возможно, интересная, полноценная жизнь не предполагает непременного достижения какого-то иллюзорного баланса? Быть может, речь идет о том, чтобы полностью отдаваться своей страсти, но при этом осознавать и регулярно оценивать, что вы теряете, и в случае необходимости вносить изменения? Короче говоря, если вы мечтаете о жизни со страстью, забудьте о балансе. Вам понадобится объединить сильную гармоничную страсть в ее наилучшем проявлении с глубоким самосознанием. Этот козырь «бьет» баланс в любой день.
Читайте подробнее о книге «Гори, но не сгорай» в базе «Идеономики».