Site icon Идеономика – Умные о главном

6 необычных способов обучиться чему угодно

Фото: Paul J Everett/Flickr

Если на 2020 год вы поставили себе цель выучить новый навык, то вполне возможно, что в какой-то момент у вас опустятся руки. Независимо от того, осваиваете ли вы новый язык, музыкальный инструмент или пытаетесь сменить профессию, вас охватывает первоначальный энтузиазм, но дальнейший прогресс может показаться удручающе медленным.

Поэтому можно подумать, что вам просто не хватает естественного дара — по сравнению с теми счастливчиками, которые могут освоить любой новый навык с видимой легкостью.

Тем не менее, это не обязательно так. Многие одаренные личности, в том числе Чарльз Дарвин и нобелевский лауреат физик Ричард Фейнман, утверждали, что у них нет исключительного природного интеллекта. У большинства из нас более чем достаточно умственных способностей, чтобы освоить новую дисциплину, только нужно правильно их применить. И новые открытия в нейробиологии предлагают множество стратегий, как это сделать.

Множество исследований в этой области основываются на идее «желательных трудностей», впервые предложенной Робертом и Элизабет Бьорк из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Цель состоит в том, чтобы сознательно создать легкое чувство разочарования во время обучения, которое заставляет мозг обрабатывать материал более глубоко, создавая более продолжительные воспоминания. Это как с физическими упражнениями: нужно небольшое противодействие, чтобы добиться значительных долгосрочных результатов.

К сожалению, многие распространенные методы обучения, такие как чтение учебников и выделение главных мыслей или рисование красочных «интеллектуальных карт», не предполагают достаточно умственных усилий, чтобы удержать информацию, и это приводит к разочаровывающим результатам. «Наши представления об обучении часто смещаются в сторону стратегий, которые кажутся простыми и легкими, — говорит Каролина Кеппер-Тецель, психолог из Университета Глазго и участник сайта Learning Scientists. — Но они не преобразуются в долгосрочные знания».

Следующие стратегии помогут преодолеть эти вредные привычки. Что бы вы ни планировали изучать, они заставят других завидовать вашей памяти.

Продуктивный провал

Давайте начнем с предварительного теста — стратегии, которую, возможно, лучше всего объяснить на примере.

Как сказать «спасибо» на финском языке?

Ответ — «kiitos» — и я предполагаю, что большинство читателей, кто родом не из Финляндии, даже не надеялись ответить на этот вопрос правильно. Но благодаря этой предварительной попытке вы теперь с большей вероятностью вспомните ответ в будущем. Психологические исследования показывают, что прохождение теста еще до того, как вы изучили материал, заставляет мозг впитывать информацию впоследствии, даже если вы не смогли правильно ответить ни на один вопрос.

Это срабатывает и при запоминании простых мелочей, и для более глубокого понимания сложного материала. В одном исследовании участникам задавали вопросы по поводу неврологии зрения перед тем, как они прочитали эссе Оливера Сакса на эту тему. В итоге они запомнили на 10–15% больше, чем студенты, которым было дано дополнительное время для чтения текста. Что бы вы ни изучали, постарайтесь проверить свое текущее понимание темы — даже если оно нулевое.

Научите этому кого-то еще

После предварительного теста можно устроить проверку того, что вы только что узнали. Психологи считают, что это один из самых надежных способов создания более сильных следов памяти. В тщательно контролируемых исследованиях он значительно превосходит другие стратегии, к примеру, составление интеллектуальных карт по изучаемому материалу.

Как объясняет Кеппер-Тецель: «Тестирование обычно рассматривается как способ оценки знаний. Тем не менее, само по себе тестирование — это мощная стратегия обучения, которая доказанно увеличивает долгосрочную прочность знаний».

Это может быть одной из причин, почему карточки — обычная форма самопроверки — не работают так, как могли бы. Если вы считаете, что проверка себя — это лишь средство оценки воспоминаний, вы можете слишком быстро взглянуть на ответ, тогда как на самом деле нужно по-настоящему напрячь свой мозг, прежде чем сдаться, если вы хотите сформировать более крепкую память. «Чем сложнее мозгу, тем больше расширяется память для информации», — говорит профессор Мирьям Эберсбах из Кассельского университета в Германии.

Если вы готовитесь к экзаменам, попробуйте придумать к ним собственные вопросы, а не полагаться на имеющиеся. Эберсбах обнаружил, что процесс генерации вопросов сам по себе может улучшить запоминание, поскольку заставляет вас сформулировать материал по-новому.

Возможно, самый эффективный метод — обучить материалу другого человека, поскольку для этого вам нужно продемонстрировать глубокое концептуальное понимание. Если у вас нет добровольца, можно представить, будто вы кому-то объясняете предмет, или написать электронное письмо, подробно изложив то, что вы узнали.

Чередуйте

Постарайтесь не тратить слишком много времени на какую-то одну тему — лучше регулярно переключайтесь между ними. Например, если вы изучаете новый язык, переключайтесь между двумя или тремя словарными темами или разными временами глаголов, вместо того, чтобы изучать их блоками по очереди. Эта стратегия называется чередованием, и подобно предварительному тестированию, она может вызывать разочарование, поскольку вы не можете по-настоящему погрузиться в материал, прежде чем двигаться дальше. Но именно поэтому она работает. Многочисленные исследования показали, что эта кратковременная путаница значительно улучшает долгосрочную память.

Помимо того, что чередование форсирует фактическое обучение, оно может также ускорить усвоение моторных навыков. Например, если вы обучаетесь игре на музыкальном инструменте, можно чередовать гаммы с музыкальными отрывками, которые вы разучиваете.

Двигайтесь

Вопреки стереотипу о малоподвижном ботане, лучшие ученики обычно наиболее физически активные. Известно, что кардиоваскулярные упражнения запускают высвобождение нейротрансмиттеров, таких как допамин и адреналин, которые необходимы для формирования памяти. Это означает, что разум работает особенно плодотворно после утренней пробежки или похода в спортзал. Поэтому постарайтесь планировать обучение, опираясь на план физических занятий, и это поможет улучшить запоминание.

Меняйте окружение

Вы когда-нибудь замечали, что когда вы возвращаетесь в родной город, внезапно возвращаются воспоминания о далеких событиях? Это потому, что наша память зависит от контекста, то есть на нее сильно влияют сигналы окружающей среды.

Хотя контекстно-зависимая память может вызвать волны приятной ностальгии, она также может привести заблокировать фактическое обучение. Если мы изучаем что-то или практикуем навык только в одном месте, наши воспоминания привязываются к виду, звукам и запахам этого места. Из-за этого становится сложнее вспомнить тот же материал в новой обстановке — в экзаменационном зале, в студии шоу-викторины, в парижском ресторане, — без этих подсказок.

Чтобы не зависеть от них, постарайтесь учиться в разных местах. Один эксперимент Роберта Бьорка и его коллег показал, что простая смена комнат между учебными сессиями улучшает результаты обучения на 21%.

Ничего не делайте

После того, как ваш мозг столкнется со всеми этими желательными трудностями, дайте ему время прийти в себя. Это значит не просто посмотреть телевизор, а буквально ничего не делать. Профессор Микаэла Дьюар из Университета Хериот-Ватт в Эдинбурге обнаружила, что «бодрствующий отдых» — без какой-либо внешней стимуляции — позволяет мозгу консолидировать воспоминания о том, чему он научился.

Поэтому откиньтесь назад, закройте глаза и позвольте своим мыслям отправиться туда, куда они хотят — зная, что ваш разум в это время закрепляет знания на долгую перспективу.

Источник

Exit mobile version