Канадские исследователи Джеймс Янг и Дерек Кормиер на HBR.org рассказывают о новых исследованиях: оказывается, что люди вполне готовы принимать указания от роботов и выполнять их. Что это значит для менеджмента? Могут ли роботы заменить не только рабочих, но и их начальников?
Люди, пишут авторы, уже привыкают относиться к бытовым роботам так, будто это живые и даже социальные существа, приписывать им эмоции и намерения. Эти роботы становятся частью наших социальных групп. И роботы в некоторых отношениях гораздо лучше приспособлены к работе, чем люди: у них абсолютная память, они напрямую подключены к сети, они легко могут отслеживать ход любых проектов, планировать график работы, собирать факты для принятия решений, точно следовать принятым в компании правилам. А в будущем они научатся и общаться с людьми вполне естественным образом.
Авторы провели несложный эксперимент. Они наняли людей для выполнения очень рутинной задачи (переименовывать файлы на компьютере), якобы для того, чтобы собрать побольше данных для системы машинного обучения. При этом участники эксперимента могли в любое время, когда они решат, что уже предоставили достаточно информации (или когда им надоест), покинуть помещение. Но когда люди собирались уйти, их пытались удержать, сначала путем просьб и увещеваний, потом путем требования («Для эксперимента необходимо, чтобы вы работали дальше»). Только в половине случаев эти слова произносил человек, а в другой половине — робот, который выглядел вот так:
Конечно, человека слушали чаще: 86% тех, кого просил остаться человек, все же задержались до самого конца эксперимента. Робота послушались 46% (что тоже очень немало). А главное, люди пытались общаться с роботом как с человеком — спорили с ним, предлагали компромиссный вариант, пытались доказать, что они вправе уйти. Многих, как следует, робот убедил остаться. Потом некоторые оправдывались, что робот сломался — но ведь они все-таки его послушали!
Авторы пишут: «Многие люди в простых повседневных задачах последуют указаниям робота, если его наделить властью — даже если они считают, что он неправ… Стоит изучить, как внешний вид, размеры, голос робота влияют на восприятие его власти, а также как роботов можно использовать в более позитивных целях — помогать людям в реабилитации и в учебе. В конце концов роботы могут взять на себя хотя бы самые простые задачи менеджеров. Когда хороший менеджер что-то говорит, сотрудники не просто слушают, но и действуют в соответствии с услышанным. Как минимум в некоторых случаях роботы когда-нибудь смогут отдавать такие указания».