За последние пару десятилетий появились новые типы родителей. Но все эти типажи — от озабоченных «родителей-вертолетов» (слишком трясущихся над детьми) до бесцеремонных мам-тигриц, — имеют общие черты: слишком активное стремление участвовать в жизни ребенка. Родители используют микроменеджмент в воспитании детей — ограничивают самостоятельность, оказывают слишком большое давление в плане академических и личных успехов и в то же время не дают им права на ошибки и разочарования.
Это те родители, которые бегут обратно в школу, когда их дети забывают спортивную форму, делают за них домашнее задание и спрашивают, что задано, в родительском чате WhatsApp, если ребенок забыл записать. Эти родители уверены, что их дети всегда правы. Они идут разбираться с учителями, если ребенок считает, что с ним несправедливо обошлись, или с другими родителями, если, скажем, их ребенка не пригласили на праздник.
По мере взросления детей эти родители решают, какое образование получать детям, не разрешают подросткам самостоятельно путешествовать, поскольку боятся, что их могут похитить. Эти родители могут пойти с детьми на вступительное интервью в университете или даже на собеседование при приеме на работу. И они считают себя лучшими друзьями своего ребенка, а не родителями.
Без сомнений, родители ведут себя так из любви к ребенку, но проблема заключается в том, что, оберегая детей от невыполненного домашнего задания, задержаний и разочарований от того, что их не пригласили на вечеринку, они не дают детям права на ошибку. В результате родители откровенно мешают развитию детей.
Сила провала
Преодолевая неудачи, дети развивают стойкость. Они учатся справляться с разочарованием и должным образом регулировать свои эмоции. И очень важно, чтобы дети развивали эти навыки в детстве, чтобы дальнейшая их жизнь была успешной.
Большинство исследований, посвященных проблеме родительской гиперопеки, сосредоточено на том, как это влияет на студентов университетов. Но связь между чрезмерной вовлеченностью родителей и негативными последствиями обнаруживается у детей любого возраста. Так, например, у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих чрезмерно вовлеченных родителей, наблюдается высокий уровень застенчивости, тревоги и плохие отношения со сверстниками.
При тестировании подростков и студентов университетов эти негативные последствия сохраняются. Например, у студентов в возрасте от 16 до 28 лет, которых родители слишком опекают, с большей вероятностью будет низкий уровень самооценки — веры в свои способности и навыки — и плохие отношения со сверстниками.
В аналогичных исследованиях было установлено, что молодые люди, столкнувшиеся с родительской гиперопекой, испытывают более высокий уровень депрессии и стресса, получают меньше удовольствия от жизни и не очень хорошо умеют регулировать свои эмоции. Они также чаще считают, что им все должны, более активно употребляют наркотики, чем молодые люди с менее вовлеченными родителями.
Плохо и для родителей
Гиперопека несет негативные последствия не только для детей. Родители, склонные к гиперопеке, чаще испытывают высокий уровень беспокойства, стресса и сожаления. Это, в свою очередь, негативно сказывается на детях, которые могут уловить тревогу родителей и начать тоже тревожиться.
Это может быть одной из причин того, что количество студентов университетов, борющихся с тревогой и депрессией, постоянно растет. Недавний опрос показал, что каждый пятый студент университета в Великобритании страдает от высокого уровня тревожности.
Значит ли это, что родители должны отступиться и не вмешиваться в жизнь своих детей? Не совсем. Потому что, с другой стороны, по данным исследований, дети вовлеченных родителей, как правило, лучше учатся в школе, имеют более высокий уровень самоуважения и лучшие отношения со сверстниками, чем дети, чьи родители не так вовлечены.
Жизнь детей, у которых теплые, любящие и возлагающие надежды родители, как правило, складывается лучше, чем у детей холодных и нетребовательных пап и мам. Трудность заключается в том, чтобы определить, какое количество любви и требовательности необходимо. Таким образом, ключевой аспект, который сейчас пытаются установить исследователи, — это оптимальный уровень родительского участия.
Нет сомнений в том, что родители хотят защитить своих детей и не хотят причинять им вред, но им необходимо задуматься, когда этот уровень защиты становится слишком высоким. Поэтому в следующий раз, когда ваш ребенок позвонит из школы и попросит принести забытую спортивную форму, дважды подумайте, прежде чем сделать это.
Жизнь неизбежно приносит проблемы и разочарования. Лучше научить детей справляться с этими проблемами, чем решать все за них. Это поможет детям развить стойкость и способность пережить разочарование — инструменты, которые позволят им добиваться успеха после того, как они покинут родительский дом.