Когда недавно Кендалл Дженнер поделилась в Instagram серией эмоциональных постов о своем опыте борьбы с прыщами, многие читатели сразу же обвинили 24-летнюю модель в «сэдфишинге» (от английского sad («грустный») и fishing (рыбная ловля)) — в основном потому, что все это было опубликовано в рамках коммерческого партнерства с производителем средств для ухода за лицом.
Хотя термин «сэдфишинг» появился сравнительно недавно — его придумала в начале 2019 года писательница Ребекка Рейд, — многие люди, вероятно, знакомы с процессом «ловли» симпатий в интернете, наблюдали за ним или даже делали это сами. Рейд определяет «сэдфишинг» как публикацию эмоционального личного материала с целью получить симпатию или внимание со стороны интернет-сообщества.
Многие из нас иногда занимаются «сэдфишингом», и это нормально. Это обычная вещь — стремление привлечь внимание. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть внимания.
— Ребекка Рейд
Тем не менее, людей все чаще обвиняют в том, что они ищут внимания, критикуют или принижают кого-то — независимо от того, занимались ли они сэдфишингом или нет. Например, когда Джастин Бибер опубликовал подробный рассказ о своем психическом здоровье, он встретил множество откликов, в том числе обвинения в сэдфишинге. Почти невозможно выяснить, забрасывает ли кто-то «удочку» на самом деле или нет. И всех, от обычных людей до политиков и артистов, можно обвинить в том, что они «ловят» внимание или пытаются преувеличить важность того или иного вопроса.
Понятие «сэдфишинга» относительно новое, а значит, пока нет исследований этого поведения. Тем не менее, можно провести параллели между сэдфишингом и жаждой внимания, когда человек пытается привлечь внимание, сочувствие или одобрение других. Поведение, требующее внимания, связано с низкой самооценкой, одиночеством, нарциссизмом или макиавеллизмом (желанием манипулировать другими людьми).
Однако трудно понять мотивы пользователей социальных сетей, просто прочитав их посты. Возможно, так называемые сэдфишинг-посты в действительности стремятся подчеркнуть важную или деликатную проблему, такую как депрессия или тревожность. Кто-то просто делится информацией, не задумываясь, какую реакцию она может вызвать. Некоторые же «сэдфишинг-сообщения» могут существовать только для того, чтобы использовать или спровоцировать читателей.
Жажда внимания и сэдфишинг
Хотя обвинить в сэдфишинге можно любого, чаще всего от этого страдают знаменитости, особенно если делятся личными рассказами о каких-то трудностях, которые пытаются преодолеть. Подобные обвинения часто бывают враждебными, и в результате многие знаменитости становятся жертвами онлайн-травли. Но какое влияние оказывает просто наблюдение за интернет-травлей?
В недавнем исследовании участников попросили прочитать серию твитов знаменитостей, некоторые из которых были эмоционально негативными. Затем им нужно было оценить, виноваты ли эти знаменитости в оскорблениях, которые получили. Исследование показало, что то, насколько серьезно человек относится к онлайн-оскорблениям, зависит от того, насколько сильно у него проявляются нарциссизм, макиавеллизм или психопатию — так называемая «темная триада» черт. Результаты показали, что люди с более яркими признаками темной триады меньше симпатизируют знаменитостям.
Человек с «темной триадой» с большей вероятностью посчитает посты менее искренними или увидит в них сэдфишинг. Также вероятно, что эти черты влияют на то, занимается ли человек сэдфишингом сам или нет. Люди с высокими уровнями нарциссизма и макиавеллизма более склонны добиваться внимания, что может означать, что они с большим удовольствием прибегнут к сэдфишингу.
Но, как и жажда внимания в реальном мире, сэдфишинг может отражать более глубокую проблему, такую как расстройство личности. Например, истерическое расстройство личности характеризуется высоким уровнем жажды внимания и начинается в молодости. Эти люди чрезмерно нуждаются в одобрении, признании, они драматичны и склонны к преувеличению.
Садфишинг трудно определить, если авторы открыто не признаются в нем. Хотя выставление на публику конфиденциальной или глубоко личной информации может привести к обвинению в «рыбалке» — возможно, ошибочному. Ошибочное обвинение в сэдфишинге, когда человек искренне обращается за поддержкой, а не ищет внимания, может оказать сильное влияние на его здоровье.
У него может снизиться самооценка, могут появиться беспокойство и чувство стыда. При этом он не в силах обратиться за помощью к семье, друзьям, партнерам или в службы поддержки.
Но люди, которые намеренно занимаются сэдфишингом, должны знать, что их действия могут повлиять на благополучие других людей. Размещение глубоко эмоционального контента, например, о серьезных проблемах со здоровьем, может вызвать у читателей беспокойство, физическое или психическое напряжение. Хотя социальные сети дают людям возможность поговорить о своем психическом здоровье или других проблемах, важно знать, что подобные посты могут принести больше вреда, чем пользы.
Пользователи социальных сетей должны тщательно обдумывать, какой информацией они делятся и с кем. Тем, кто действительно нуждается в поддержке, лучше обратиться к близким людям, поскольку они могут оказать поддержку или поделиться собственным опытом. Также важно установить контакт с медицинскими работниками или профессиональными группами поддержки.
Несмотря на новизну названия, сэдфишинг — это просто новое имя для стремления привлечь внимание. Этот осознанный поиск внимания может оказать негативное влияние как на человека, пишущего сообщение, так и на тех, кто его читает.