Для «богатой» по мировым стандартам страны в Великобритании слишком много бедных людей. 14 млн человек – пятая часть населения – живут в бедности. Из них 1,5 млн и вовсе относятся к категории нищих, которые не могут позволить себе даже самые необходимые для жизни вещи.
Бедность оказывает на детей влияние, далеко выходящее за рамки материального неблагополучия. «Дети воспринимают бедность как среду, которая наносит ущерб их умственному, физическому, эмоциональному и духовному развитию», — отмечает ЮНИСЕФ. Очевидно, что важны психологические исследования в этой области, в первую очередь того, как бедность влияет на детей и взрослых.
Психологические последствия для детей, растущих в бедности, весьма суровы. В исследовании 2009 года, опубликованном в Journal of Cognitive Neuroscience, среди детей в возрасте 9-10 лет, отличающихся только своим социально-экономическим статусом, были обнаружены разительные отличия в активности префронтальной коры головного мозга, а это критически важно для сложного познания. Реакция префронтальной коры многих бедных детей на различные тесты напоминала реакцию некоторых жертв инсульта. «Дети с более низким социально-экономическим уровнем демонстрируют физиологические шаблоны мозга, схожие с теми, кто получил повреждение лобной доли в зрелом возрасте», — отмечает профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, ведущий исследователь Роберт Найт.
Нищенская жизнь может вызвать проблемы с саморегуляцией и поведенческие трудности (что было зарегистрировано среди более бедных детей), так же как и трудности в рассуждениях. «Это тревожный звонок, — продолжает Найт. — Дело не только в том, что эти дети бедны и у них больше шансов получить проблемы со здоровьем, но в том, что их мозг не может полноценно развиваться из-за стрессового и довольно бедного окружения, связанного с низким социально-экономическим статусом: меньше книг, меньше чтения, меньше игр, меньше походов в музеи».
С тех пор множество других исследований показали, что бедность вредит мозгу детей. В 2014 году эксперименты под руководством Мишель Тин выявили явный дефицит словесной и зрительно-пространственной памяти среди бедных детей. Год спустя в статье в JAMA Paediatrics было отмечено «нестабильное развитие мозга» у детей с низким доходом. С этими задержками в развитии лобных и височных долей были связаны существенно более низкие показатели по математике и тестам на чтение. Исследователи обнаружили, что на развитие гиппокампа, который отвечает за память, особенно влияли стрессы, испытываемые этими детьми.
Это влияние может быть продолжительным. Продольное исследование, опубликованное Гэри Эвансом в PNAS в 2016 году, показало, что у людей, которые были бедны в детстве, чаще наблюдается дефицит памяти и психологические расстройства. Между тем долгосрочное исследование почти 4000 семей в Канаде, проведенное Полом Хастингсом в 2019 году, показало, что жизнь в бедных городских кварталах в детстве связана с удвоенным риском развития расстройств психозного спектра в зрелом возрасте.
Эти исследования рисуют очень мрачную картину последствий бедности. Но не на всех детей бедность влияет одинаково — например, не у каждого нуждающегося ребенка был выявлен дефицит функций префронтальной коры. Это говорит о том, что существуют также защитные факторы. Дальнейшие исследования в этой области позволяют предположить, что большое значение имеют общий уровень стресса, а также поведение близких людей.
Может помочь даже что-то такое простое, как посадка большего количества деревьев в школах в неблагополучных районах, говорится в исследовании группы из Университета Иллинойса, опубликованном в 2018 году. Мин Куо и ее коллеги оценили количество деревьев и уровень травяного покрова в школьных дворах 318 начальных школ (в которых 87% детей относились к категории с низким доходом семьи) и обнаружили корреляцию с баллами по математике и чтению: чем больше деревьев, тем лучше результаты. Отсылая к другой работе, касающейся связи между количеством деревьев и успеваемостью, Куо считает, что между ними существует значимая связь. «Если вы не обеспечите кондиционирование воздуха или отопление в школе, то не удивительно, что дети отреагируют так же. Но мы впервые начали подозревать, что нехватка зелени может частично объяснить их невысокие результаты тестов», — говорит она.
Британское исследование, опубликованное в том же году, подтвердило эти выводы. В нем приняли участие 4758 11-летних детей, живущих в городских районах Англии, и было установлено, что дети, живущие в более зеленых районах, лучше справляются с тестами на пространственную оперативную память (эффект, который сохраняется как в благополучных, так и в неблагополучных районах). «Наши выводы свидетельствуют о положительной роли зеленого пространства в когнитивном функционировании», — говорит исследователь Эйрини Флури из Университетского колледжа Лондона. Какой может быть эта роль? Возможно, зелень успокаивает мозг и восстанавливает способность концентрироваться.
Корректировка жизни семей тех детей, что растут в бедности, также должна помочь. Команда, которая изучала дефицит префронтальной коры, считает, что теоретически его можно предотвратить или устранить. Ранее выяснилось, что дети из бедных семей слышат на 30 млн меньше слов к своему четырехлетию, чем дети из семей среднего класса. Команда отмечает, что простые разговоры с детьми могут повысить производительность префронтальной коры головного мозга — поэтому, по их словам, чтобы изменить результаты развития, стоит просто подчеркивать для родителей важность общения со своими детьми.
Дети, выросшие в семьях с низким социально-экономическим статусом, чаще подвержены хроническим заболеваниям в зрелом возрасте, но опять же это не неизбежность. Заботливая, внимательная и эмоционально поддерживающая мать может смягчить воздействие бедности на физическое здоровье, говорится в исследовании 2011 года, проведенном Г.Е. Миллером и опубликованное в Psychological Science.
Софи Уикхем из Ливерпульского университета в своей статье 2014 года утверждает, что от восприятия человеком уровня стресса, доверия и социальной поддержки зависит влияние бедности на уровень депрессии и паранойи. Это подчеркивает потенциальную роль сообщества в смягчении последствий бедности для его отдельных участников. Исследование, проведенное в двух районах Бирмингема, показало, что устойчивость сообщества к таким трудностям, как безработица и низкий доход, можно повысить, и что это в первую очередь зависит от отношений «не только между членами сообщества, но и между организациями, особенно между сектором добровольцев, местной экономикой и государственным сектором».
Конечно, самый очевидный способ справиться с негативными психологическими последствиями бедности — бороться с самой бедностью.
Согласно исследованиям, опубликованным в PNAS в прошлом году, смягчение финансовых трудностей может оказать большую роль. Эта работа, изучавшая людей с низким доходом, которые были отнесены к категории «хронических должников», обнаружила, что разовое облегчение долгового бремени снижает беспокойство участников и улучшает их когнитивное функционирование. Это позволяло им принимать более правильные финансовые решения месяцы спустя. Исследователи утверждают, что мысли и тревоги о неоплаченных долгах настолько истощают, что загоняют человека в ловушку бедности. «Наше исследование показывает, что поскольку долг мешает психологическому функционированию и принятию решений, даже мотивированным и талантливым людям будет чрезвычайно сложно избежать бедности, — прокомментировал Онг Циян из Национального университета Сингапура. — Бедным нужно либо обладать исключительными качествами, либо быть исключительно везучими, чтобы вырваться из нищеты. Трудно быть бедным, это тяжелее, чем мы думали».
Люди, которые не бедны, но у которых есть долги, просто не испытывают такого же психологического напряжения. «Результаты этого исследования дают практический пример для разработки хороших программ по облегчению долгового бремени семей с низким доходом», — утверждает Онг. Как пишет команда, даже если долг нельзя списать, его можно рационализировать, чтобы психологически людям было проще с ним иметь дело.