На пути шторма: почему люди так беспечны во время гроз и ураганов

На пути шторма: почему люди так беспечны во время гроз и ураганов

Кристи Ашванден из The Washington Post разбиралась, кто и почему игнорирует предупреждения о надвигающейся непогоде

Будущее
Фото: texaus1/Flickr

Я была в пиццерии в Линкольне, штат Небраска, когда одна женщина подбежала к бару и объявила, что Национальная служба погоды только что выпустила предупреждение о торнадо. Была середина сезона торнадо, и я пошла за ней через парадную дверь (кажется, это был не самый лучший план), где слышалась громкая сирена. Небо было темным и зловещим.

Я вернулась назад и укрылась в подвале. Я была единственным человеком, который это сделал, и поэтому стеснялась. Я позвонила мужу. «Я либо идиотка из другого города, либо единственная выжившая», — сказала я ему.

Предупреждения о плохой погоде предназначены для того, чтобы уберечь людей от опасности, но, как стало ясно в тот майский день, реакция на эти предупреждения может быть сильно разной. Вот почему это интересует исследователей. Есть множество факторов, от которых зависит, примут ли люди немедленно защитные меры, будут ли искать дополнительные доказательства того, что опасность неизбежна, или просто ждать и наблюдать. Понимание этих факторов может сделать предупреждения об опасной погоде более эффективными — и спасти жизни.

Предупреждения о торнадо — это только один вид предупреждений. Национальная метеорологическая служба также выпускает предупреждения об ураганах, штормовых волнах, сильных грозах, наводнениях, экстремальных ветрах, зимних штормах и множестве других типов неблагоприятных метеоусловий. Предупреждение эффективно, если оно побуждает людей принять меры, которые защитят их от вреда, говорит специалист по геологии из Университета штата Мичиган Роберт Дрост.

«По большей части люди не игнорируют предупреждения о погоде, — говорит Джули Демут, которая изучает информацию о рисках в Национальном центре атмосферных исследований. — Но это не значит, что они всегда будут делать то, чего мы от них хотим».

Сильное влияние оказывают социальные сигналы, говорит Демут. Если вы посмотрите вокруг и увидите, что соседи эвакуируются в ответ на предупреждение об урагане, вы задумаетесь о том, чтобы сделать то же самое. Но если вы сидите в ресторане, где никто не собирается прятаться, вы можете почувствовать себя неловко, направляясь в подвал.

«Если другие люди не реагируют, это говорит о том, что вам придется примириться с риском», — говорит Демут.

Точно так же, видя, как телевизионная команда ведет прямой эфир или новостники фотографируются на фоне непогоды, люди могут получить ложное чувство безопасности, говорит Дрост. «Они думают, раз там съемочная группа, то это безопасно».

Большую роль в том, как люди реагируют, может сыграть опыт, особенно если человек раньше сталкивался с травмирующими погодными явлениями, говорит Демут. Пережившие такой опыт будут быстрее реагировать на подобные события в будущем.

С другой стороны, если вы находитесь в районе, где много торнадо, но они редко обрушиваются на землю или вызывают разрушения, вам запомнится множество предыдущих инцидентов, но вы будете склонны преуменьшать важность нового предупреждения, потому что в последний раз на вас это никак не повлияло, говорит Дрост. «И если именно в этот раз торнадо действительно затронет ваш регион, это может оказаться довольно травмирующим».

22 мая 2011 года торнадо в Джоплине, штат Миссури, привело к гибели 158 человек, и еще больше тысячи пострадали. Это было одно из самых смертоносных торнадо в истории США. Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) изучило прогнозы Национальной метеорологической службы вокруг торнадо в Джоплине и пришло к выводу, что некоторые жители стали невосприимчивыми к сиренам и предупреждениям о торнадо, и что «активация сирены утратила определенную степень доверия среди многих жителей».

В докладе отмечается, что сохранение доверия — это «одна из наиболее ценных характеристик эффективного информирования о рисках». (Именно из-за этого у метеорологов вызвало сильное беспокойство недостоверное утверждение президента Трампа о пути урагана Дориан.)

Нельзя сказать, что большое число жертв торнадо в Джоплине — это вина исключительно снижения чувствительности к предупреждениям. Ученые NOAA пришли к выводу, что большое число погибших объясняется в основном высокой плотностью населения на пути торнадо. Но предупреждения, воспринимающиеся как ложные тревоги, могут сделать людей слишком спокойными, считает Дрост.

Мать и сестра Дроста живут в Южной Каролине. Во время недавнего урагана он позвонил маме, которая прислала ему селфи с бокалом вина на террасе.

«Я сказал: «Привет, мама! Я немного разбираюсь в этом, и тебе действительно нужно эвакуироваться», — вспоминает Дрост. «Это происходит постоянно», — ответила она ему. «Это и есть чрезмерная самонадеянность», — подчеркивает Дрост. В прошлый раз, когда случился ураган, шел сильный дождь, но ничего страшного не случилось, «поэтому они думают, что это больше не повторится».

Исследования показали, что люди, которые не знакомы с определенным погодным явлением, как правило, более осторожны (и с большей вероятностью предпримут защитные действия в ответ на предупреждение), чем люди, которые с ним уже сталкивались, говорит Сьюзан Джослин, психолог из Университета Вашингтона, изучающая принятие решений. Я была очень напугана торнадо в Линкольне, потому что никогда не сталкивалась с предупреждениями о торнадо. По данным некоторых исследований, женщины эвакуируются во время урагана чаще, чем мужчины.

Когда я в конце концов поднялась наверх в той пиццерии в Небраске, я спросила барменшу, было ли мое бегство в подвал чрезмерной осторожностью. Она рассказала, что тут часто бывают предупреждения, но в Линкольне торнадо не было ни разу. Она слышала, что дело в географии города, которая защищала его.

Демут жила в Линкольне, и она вспоминает, что люди говорили об этом «пузыре», защищенном от торнадо. Но нет убедительных доказательств того, что это правда. «У людей есть множество местных поверий о том, где они защищены или находятся под угрозой», — говорит Демут.

В разных местностях бытуют предания о том, где случаются торнадо, а где нет, но эти идеи не обязательно научно обоснованны, говорит Ким Клоков-Макклейн, специалист по поведению в Национальной лаборатории сильных штормов NOAA. Она заметила, что люди в Нормане, штат Оклахома, где она живет, похоже, верят, что город очень безопасен, потому что местность к северу от них неоднократно страдала от крупных торнадо, в то время как центр Нормана оставался нетронутым.

Но этот шаблон — просто результат случайного движения шторма, говорит она. «Это легко могли быть и мы». Несколько крупных торнадо дошли до Нормана, но затронули лишь сельские окраины города, поэтому «люди не слишком принимают их на свой счет», — говорит она.

Как же сделать предупреждения о плохой погоде более эффективными, учитывая все эти человеческие факторы? Один из подходов в том, чтобы сфокусировать предупреждения на разрушениях или последствиях погодных явлений.

В исследовании, опубликованном в прошлом году, выяснялось, изменится ли поведение людей, если в предупреждения будут включены информация о последствиях погодных явлений и рекомендации о том, какие действия нужно предпринять.

«Мы обнаружили, что предупреждения, рассказывающие о последствиях, повысили вероятность того, что люди предпримут защитные действия», — говорит ведущий автор Филипп Вейрих из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.

Но в этом исследовании (как и во многих других, которые рассматривали эту идею) использовались гипотетические сценарии, что означало, что ученые собирали данные о намерениях, а не о реальном поведении.

Поэтому группа Вейриха сделала следующий шаг и объединилась с производителем приложения погоды, чтобы отправлять предупреждения о неблагоприятных погодных условиях с использованием последствий или без, а затем собирать данные о том, что на самом деле делали люди.

Результаты пока еще обрабатываются, но по словам Вейриха, они обнаружили, что предупреждения, основанные на последствиях, «практически не влияли» на то, как люди реагировали на события средней или низкой опасности.

Он предполагает, что люди уже не раз сталкивались с этими событиями — в основном это были предупреждения о зимних штормах, — и знали, что делать в этих ситуациях. По его словам, предупреждения, основанные на последствиях, скорее способны изменять поведение при необычайно серьезных происшествиях.

«Это очень сильные последствия, которые действительно редко случаются, и большинство людей не знают, что делать в этих случаях», — говорит он.

Предоставление информации о вероятности события и о неопределенности, связанной с прогнозом, — это еще один многообещающий подход. Исследования Джослин показывают, что люди вполне способны понять числовые вероятности, поэтому, если им скажут, что вероятность того, что что-то произойдет, составляет 20% или 30%, они принимают более правильные решения, чем без этой информации.

Ее работа показывает, что лучше использовать научные расчеты, потому что люди делают собственные выводы на основе прошлого опыта. И если в прошлом они сталкивались с ложными тревогами, то могут преуменьшить риск, говорит Джослин. Но предоставьте общественности точную информацию о рисках, и эта недооценка уменьшится — и это может спасти жизни.

Источник

Свежие материалы