Site icon Идеономика – Умные о главном

Несгибаемые: 5 способов воспитать в детях жизнестойкость

Фото: Matthew Paulson/Flickr

Одни люди, столкнувшись с неприятностями, рассыпаются на кусочки и никак не могут восстановиться, а другие быстро приходят в норму даже после серьезной травмы. Психологическая устойчивость, несомненно, важна во всех сферах жизни, поэтому понимание того, что лежит в ее основе и как ее тренировать — особенно у детей — представляет большой интерес для психологов.

1. Следите за языком

По мнению Кэрол Двек, чтобы вырастить успешных детей, мы должны «хвалить за усилия, которые привели к результату или прогрессу в обучении», а не просто за усилия в более широком смысле или только за достижения. Исследования, проведенные Викторией Сиск и опубликованные в журнале Psychological Science в прошлом году, поставили под сомнение идею о том, что если вырабатывать у детей установку на личностный рост (идея, что путем усилий можно развивать, например, интеллект), то это ведет к росту академических достижений. Тем не менее, существуют доказательства, что если родители обращают внимание на действия ребенка, а не на то, какой он, это помогает ему противостоять неудачам. Как отмечают Эмили Фостер-Хансон и ее коллеги из Нью-Йоркского университета, в исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Child Development, «неудачи и трудности — обычное дело в процессе развития и взросления», поэтому важно изучить последствия наклеивания ярлыков — например, «ты умный» или «ты хороший помощник».

Исследование четырех- и пятилетних посетителей Детского музея Манхэттена показало, что неудачи больше ранят ребенка с ярлыком «помощник», чем того, которого просят «помочь». Дети, которых просили «помочь» с задачами, запрограммированными на неудачу (например, когда их просили убрать игрушечный грузовик, который развалился, как только они его поднимали), с большей вероятностью приходили на помощь в других сложных ситуациях. Напротив, дети-помощники, как правило, избегали этого, выбирая задачи с высоким шансом на успех при минимальных усилиях — например, уборка мелков. Возможно, эти дети пытались быстрым и практически гарантированным способом восстановить немного подпорченный имидж «помощника» — которым они не собирались рисковать дальше, выполняя сложную задачу. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети умели справляться с неизбежными неудачами, не просите их «быть» кем-либо, например, «моим помощником».

2. Обращайте внимание на сильные стороны

«Воспитание, основанное на сильных сторонах», подразумевает выявление и развитие положительных состояний, процессов и качеств у ребенка, объясняет Лиа Уотерс из Мельбурнского университета. «Этот стиль воспитания добавляет «позитивный фильтр» к тому, как ребенок реагирует на стресс, и снижает вероятность, что этой реакцией будет избегание или агрессия», — говорит она.

В 2015 году Уотерс и ее коллеги опубликовали предварительное исследование в журнале Psychology, в котором изучалось преодоление стресса в группе австралийских детей младшего школьного возраста. Команда представила детям несколько теоретических стрессовых сценариев — поссориться с другом из-за очереди на качели и оказаться единственным учеником в классе, который не выполнил домашнее задание на следующий день, — и попросила их описать, как бы они отреагировали. Дети, которые придумали «положительные» ответы (например, глубоко вздохнуть, чтобы справиться с домашним заданием, напомнить себе о счастливых временах с другом или «проявить доброту» и дать другому ребенку покачаться на качелях дольше) и отмечали, что их родители знают об их сильных сторонах и побуждают использовать их, испытали меньше стресса.

В 2017 году Уотерс и ее команда заявили, что родители могут научиться воспитанию, основанному на сильных сторонах. Родители, которые учились выявлять и развивать сильные стороны как у себя, так и у своих детей, стали более позитивно относиться к детям и испытывать большую уверенность в своей способности успешно их воспитать. Затем в 2019 году группа сообщила о связи между преодолением трудностей и повышенной усидчивостью у подростков. Авторы предполагают, что подход, «основанный на сильных сторонах», помогает справляться со школьными неудачами.

Чтобы применить этот подход, команда рекомендует осознанно выявлять и развивать способности, таланты и навыки детей и поощрять использовать их при возникновении трудностей.

3. Не защищайте их от стресса

Американский психиатр Деннис Чарни изучил разные типы людей, которые пережили травмирующий опыт — от военнопленных до нападения или стихийного бедствия, — и выявил факторы, которые объясняют, почему одни люди быстро оправляются от стресса, а другие — нет. (Его книга 2012 года «Несгибаемые» (Resilience), написанная совместно со Стивеном Саутвиком в Йельском университете, в полной мере объясняет полученные результаты.)

Оказалось, что главное — принимать сложные вызовы, а не избегать их. Чтобы развить это качество, Чарни рекомендует ставить детям задачи, с которыми они могут справиться, и как только они их выполнят, немного поднимать планку. Например, он брал своих пятерых детей в длительные походы и позволял им немного заблудиться. Во время одной из этих поездок, вспоминает он, одна из дочерей призналась, что «презирает его от всей души». (Теперь она взрослая и сама охотно отправляется в поход.) Чарни утверждает, что воздействие на детей контролируемых стрессовых переживаний позволяет им развивать «набор психологических инструментов» для преодоления стресса, который можно использовать и в зрелом возрасте.

4. Обучайте их навыкам саморегуляции

Непосредственное обучение детей тому, как регулировать свою реакцию на неудачи, повышает устойчивость, помогая им добиваться успехов в школе и в жизни. Это основная мысль исследования 2017 года, опубликованного в Frontiers in Psychology. В нем участвовали 365 испанских детей и молодых людей в возрасте от 15 до 21 года, каждый из которых испытывал трудности в учебе.

Ракель Артюх-Гарде из Международного университета Риохи обнаружила, что саморегуляция и стрессоустойчивость — это ключевые факторы, которые определяют успех или неудачу в учебе. В более позднем исследования она протестировала участников по шкале устойчивости (где их спрашивали о восприятии поддержки и способности переносить негативные ситуации) и саморегуляции (которая оценивала их способность ставить цели и придерживаться их, быть настойчивыми). Авторы исследования нашли четкую связь между этими двумя оценками. Участники, которые были лучше готовы учиться на своих ошибках — что считается важнейшим аспектом саморегуляции, — были более терпимы к негативным ситуациям. Другими словами, они продемонстрировали большую стрессоустойчивость.

Саморегуляция включает в себя анализ и постановку конкретных задач, связанных с целями, мониторинг и оценку своей работы, управление эмоциями и извлечение уроков из того, что пошло не так. Недавнее исследование показывает, что обучение детей этим навыкам также может помочь с устойчивостью к стрессам. «Исследование показывает взаимосвязь между двумя основными не-когнитивными навыками: устойчивостью и саморегуляцией, которые в равной степени или даже более важны, чем когнитивные аспекты, в образовании тех, кто подвержен риску социальной изоляции», — говорит Артюх-Гарде.

5. Сосредоточьтесь на «количестве времени» и групповых действиях

В 1998 году Исландия выступила с национальной инициативой с целью сократить потребление алкоголя и наркотиков среди подростков. Но программа была построена таким образом, что делала не только это, но и многое другое.

Тинейджерам давалась возможность бесплатно заниматься спортом, искусством и музыкой. Родителей же побуждали проводить больше времени с детьми и больше рассказывать детям о своей жизни.

Обе стратегии, по данным национальных опросов, получили широкое одобрение населения между 1997 и 2012 годами, и за тот же период статистические показатели подросткового употребления алкоголя и наркотиков в Исландии изменились — стали одними из лучших в Европе. «Это самое значительное и глубокое исследование стресса в жизни подростков, которое я когда-либо видел, — отметил американский консультант Харви Милкман в 2017 году. — Я просто очень впечатлен тем, насколько хорошо это работает».

Города и муниципалитеты во многих других странах переняли эту модель, и в 2019 году в Чили объявили, что развернут свою версию исландской программы на национальном уровне.

Исландская инициатива была направлена не на то, чтобы «воспитывать жизнестойкость», а на то, чтобы сблизить семьи и расширить доступ к спортивным и культурным мероприятиям. Речь идет о воспитании физически и психологически более здоровых подростков — детей, которым легче сопротивляться наркотикам, и которые лучше подготовлены, чтобы справляться с жизненными трудностями.

Однако этого не могло произойти без полной поддержки правительства, чиновников и школ. В других сообществах, которые внедряют эту модель и видят ее преимущества, в реализации подобных программ активно участвовали мэры или другие местные органы. Индивидуальный подход к улучшению саморегуляции у ваших, к примеру, детей — это одно. Но когда народ объединяется, чтобы поддержать всех подростков в обществе или стране, результаты могут быть необыкновенными.

Источник

Exit mobile version