В Harvard Business Review опубликовано сразу две статьи о том, какое влияние доброта босса оказывает на подчиненных. Вот их основные тезисы.
Эми Галло в статье «Когда ваш шеф слишком добрый» рассказывает, как не попасться в ловушку, которую расставляет вам слишком приятный начальник. Работать с ним мило, но менеджер, избегающий конфликтов, не дает справедливой обратной связи, боится встать горой за свою команду и слишком легко уступает. Когда вы работаете под началом такого человека, ваша карьера под угрозой. Что делать?
— Поймите начальника, а не вините его. Особенно если он новичок. Может быть, так вы даже сможете ему помочь. Не рассматривайте его как врага — может, он и сам не осознает своего поведения.
— Поставьте вопрос прямо. Если вам не хватает ресурсов, обратной связи — так и скажите, четко и конкретно.
— Обозначьте издержки. Помогите шефу понять, что его поведение ставит под угрозу и вашу карьеру, и его собственную, так как он отталкивает от себя самых амбициозных сотрудников.
— Возьмите дело в свои руки. Сформулируйте свои цели, рамки, подотчетность на бумаге — и заставьте начальника под всем этим подписаться.
— Положитесь на свои связи. Попробуйте обратиться к коллегам из других отделов или вышестоящим лицам. Но только не за спиной начальника: пусть он тоже участвует в дискуссиях.
— Если все это не работает, возможно, вам стоит сменить работу. Нерешительные начальники мешают карьере подчиненных, так что если у вас не получается повлиять на шефа, попробуйте перейти в другой отдел, а может, и в другую компанию. Не затягивайте!
Дэн Паллотта в статье «Будьте добры к подчиненным, но не всегда будьте с ними милы» делится собственным опытом и рассуждает, насколько действительно необходимы страх и стресс, чтобы сотрудники успешно работали.
С одной стороны, руководителей, внушающих ужас, немало, и среди них настоящие легенды: Уолт Дисней, при появлении которого сотрудники шептали друг другу фразу из «Бэмби» — «В лесу человек!», и Билл Клинтон, известный своими приступами гнева. Даже Тим Кук, вежливый и тихий глава Apple, часто пугает людей. В новой книге о нем рассказывается: «Когда кто-то не мог ответить на вопрос, Кук сидел молча, а сотрудники ерзали, уставясь в стол. Тишина была столь давящей и неприятной, что каждому хотелось выйти… Иногда Кук в ожидании ответа доставал из кармана энергетический батончик, и молчание нарушал только хруст обертки». Нам как клиентам зачастую хочется, чтобы во главе компании стоял именно тиран, способный заставить сотрудников работать как следует.
Но, во-первых, есть разница между недобрыми намерениями и неприятным поведением, вызванным тревогой. А во-вторых, что еще важнее, есть разница между менеджерами, которые добры к людям, и менеджерами, которые стараются быть приятными. Если спортивный тренер, заботясь о своих игроках и их потенциале, бывает недружелюбен с ними, это лучше, чем когда тренера волнует только то, любят ли его. И в конечном счете не нужно выбирать между добротой и эффективностью. Нужно создавать нужный контекст, в котором от людей ожидают, что они растут над собой и опережают ожидания. Вот несколько правил, как это делать:
— Рассказывайте всем потенциальным сотрудникам, что в вашей компании от людей ждут много, и что это будет лучшая работа в их жизни.
— Добивайтесь от новых сотрудников понимания и приятия культуры совершенства еще до того, как они подпишут контракт.
— Нанимайте профессионалов, способных поддерживать это стремление к величию на всех уровнях.
— Помогайте людям различать злонамеренное запугивание и «жестокость из лучших побуждений».
— Будьте нетерпимы к недобросовестным и недоброжелательным людям.
— Люди есть люди: вспышки гнева, мелочность, начальственное отношение к другим неизбежны. У вас должны быть на этот случай процессы и люди, помогающие это обсудить и сделать правильные выводы.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.