В повседневной работе психологам-исследователям, как правило, не нужны защитные очки, пробковые шлемы или хлыст Индианы Джонса. Им не приходится спускаться в пещеры, чтобы обнаружить забытые свитки, блуждать по дну океана в сферических подводных лодках или настраивать огромные подземные магниты для охоты на призрачные субатомные частицы.
Тем не менее, психологи иногда раскапывают привычки потерянных цивилизаций. В статье, опубликованной в последнем выпуске Current Directions in Psychological Science, группа авторов рассмотрела исследования некогда широко распространенной черты личности, которая «характеризуется способностью точно признавать свои ограничения и способности, а также межличностной позицией, ориентированной на окружающих, а не на себя». Смирение.
«Количество исследований смирения быстро растет, — говорит психолог из Колледжа Хоуп в Мичигане и ведущий автор новой статьи Дэрил Ван Тонгерен. — Людей нужно было ввести в курс дела и обозначить существующие вопросы, чтобы направлять дальнейшие исследования».
В нашу эпоху исследование смирения выглядит как смелая ставка на аутсайдера, как, например, попытка урезать рынок марихуаны в Калифорнии. В последнее время часто встречается глагол «смирять», который можно рассматривать как приглашение к онлайн-троллингу, профессиональной невидимости или чему-то еще худшему. Оскар Уайлд писал, что, прежде чем обрести смирение, он провел два года за решеткой, «мучительно рыдая» и испытывая «страдания, которые нельзя выразить словами» — что больше похоже на поражение, чем на победу.
Смирение — это относительно новое понятие в социальной и личностной психологии, по крайней мере как черта или поведение, которое нужно изучать самостоятельно. Начиная с 1990-х годов, оно стало частью усилий по созданию «позитивной» психологии: более полного понимания поддерживающих качеств, таких как гордость, прощение, упорство и удовлетворенность. В последнее время смирение нашло свое место в наиболее широко используемой системе оценки личностных качеств — пятифакторной анкете. Тихони привлекают внимание и, кажется, хорошо с этим справляются.
В серии экспериментов Элизабет Манкузо из Университета Пеппердин изучила так называемое интеллектуальное смирение добровольцев — осознание того, насколько неполными и ошибочными были их взгляды по политическим и социальным вопросам. Как она выяснила, этот вид смирения связан не с оценкой IQ или политической принадлежностью, а с любопытством, рефлексией и непредвзятостью.
В другом продолжающемся исследовании Манкузо попросила 587 американцев заполнить анкеты, предназначенные для измерения уровня интеллектуального смирения. Участники оценили, насколько они согласны с различными высказываниями, в том числе «Я чувствую себя незначительным, когда другие не согласны со мной по темам, которые мне близки» и «По большей части, другие могут узнать от меня больше, чем я могу научиться у них». Те, кто набрал высокие баллы по смирению — они этим не хвастались, — получили меньше баллов по политической и идеологической поляризации, независимо от того, консерваторы ли они или либералы.
Еще одно исследование показало, что люди, которые получают высокие оценки за смирение, менее агрессивны и менее склонны осуждать членов других религиозных групп, даже — и особенно — после того, как их собственные религиозные взгляды подвергаются сомнению.
«Подобные результаты могут объяснять тот факт, что люди с высоким уровнем интеллектуального смирения не поддаются на манипуляции благодаря своим взглядам», — говорит Манкузо. Выводы, добавляет она, могут также «помочь понять, как смирение может быть связано с устойчивостью убеждений».
В новой обзорной статье доктор Ван Тонгерен и его коллеги предложили несколько объяснений того, почему смирение, интеллектуальное или иное, — такой ценный аспект личности. Смирение может иметь решающее значение для поддержания серьезных отношений. Оно может также положительно влиять на психическое здоровье, предоставляя психологический ресурс, чтобы избавляться от обид, терпеливо относиться к глупцам и прощать себя.
По словам Ван Тонгерена, теперь, когда смирение привлекает к себе внимание исследователей, возникает ряд вопросов, в том числе о том, можно ли как-то ему научиться или, возможно, интегрировать в психотерапию. «Одна из острых проблем заключается в том, что, возможно, люди, которые наиболее открыты и готовы развивать смирение, нуждаются в этом меньше всего, — говорит он. — И наоборот: те, кто больше всего в этом нуждается, больше всего сопротивляется».
Терапевты, которые лечат людей с пограничными или нарциссическими расстройствами личности, скорее всего, согласятся, как и многие их клиенты.
На сегодняшний день никто не изучал оборотную сторону смирения, хотя, по-видимому, его переизбыток может привести к социальному уединению, неуверенности в себе и чрезмерной сдержанности. В современный век онлайн-позерства и саморекламы Чарли Брауну пришлось бы поднять руку и выкрикнуть, чтобы зафиксировать свое присутствие.
На данный момент благодаря недавним открытиям психологов известно, что у него все-таки будет компания, подходящая ему по темпераменту. От 10 до 15% взрослых получают высокие оценки смирения в зависимости от используемой шкалы. Это сотни миллионов скромных людей. Кто бы мог подумать!