€ 99.99
$ 92.50
5 заблуждений о счастье: данные исследований

5 заблуждений о счастье: данные исследований

Психолог рассказывает, почему успешные, богатые и красивые люди не чувствуют себя счастливее

Образ жизни Саморазвитие
Фото: Shawn Arron/Flickr

Два года назад психолог Йельского университета Лори Сантос начала задумываться, почему студенты выглядят такими отстраненными друг от друга. Будучи хорошим преподавателем, она связала свои наблюдения с данными — и это вызвало в ней беспокойство. Оценка состояния здоровья в колледжах показала, что 42% студентов в прошлом году чувствовали себя слишком подавленными, чтобы нормально заниматься своими делами. Ряд других опросов позволил предположить, что пожилые люди также с трудом находят счастье и устанавливают связи. Сантос, специалист по принятию решений, начала вести курс под названием «Психология 157: психология и хорошая жизнь» весной 2018 года. Она хотела понять, чему общественные науки могут научить людей в плане стремления к счастью, его достижения и поддержания. Ее курс опирался на работы по поведенческой экономике и рассказывал о неосознанных предрассудках и заблуждениях, которые делают нас менее счастливыми — дома, в школе и на работе.

Сказать, что курс стал популярным, значит не сказать ничего. На него записалось около 1200 человек — примерно четверть от общего числа студентов Йеля. Затем Сантос стали приглашать для выступлений в СМИ, на Всемирном экономическом форуме в Давосе и в компаниях. Осенью 2019 года она запустила серию подкастов The Happiness Lab, среди гостей которой были пятикратная чемпионка мира по фигурному катанию Мишель Кван и музыкант Дэвид Бирн. Работа и идеи, которые обсуждает Сантос — к примеру, что большая зарплата не обязательно сделает вас счастливее, что хорошие оценки в школе коррелируют с низкой удовлетворенностью жизнью, что счастье зависит от руководителей, — служат уроком для людей, которые руководят организациями, управляют людьми или просто хотят найти способы для поддержания равновесия и душевного спокойствия.

Strategy+Business: Мы тратим рекордные суммы и время на здоровье, и тем не менее, показатели ожирения продолжают расти. Похожая ли ситуация со счастьем? Кажется, что о том, как вести полноценную жизнь, написано больше, чем когда-либо, и все же данные показывают, что мы становимся все менее счастливыми.

Сантос: В отличие от диеты и физических упражнений, счастье — это то, чем мы как вид одержимы уже очень долгое время. Аристотель писал о эвдаймонии более 2000 лет назад. Стремление к счастью зафиксировано в Декларации независимости. Тем не менее, я думаю, что сейчас все больше и больше людей действительно задумываются о том, что можно сделать, чтобы стать счастливее. И исследования, безусловно, показывают, что мы можем выбрать неправильный путь. Даже это понятие заботы о себе… Нельзя зайти на какой-нибудь женский сайт и не увидеть термин «забота о себе». Но все исследования показывают, что счастье не в заботе о себе. Оно в том, чтобы быть открытым для других и ориентироваться на других в своем опыте.

S+B: Заманчиво обвинить во многих наших бедах — будь то безопасность на выборах или упадок гражданской дискуссии, — рост социальных сетей. Социальные сети делают нас менее счастливыми?

Сантос: У нас относительно немного данных об этом, но, на мой взгляд, есть важные намеки, что изменения в счастье действительно связаны с развитием социальных сетей. Взять рост депрессии, тревоги: у нас нет доказательств причинно-следственной связи, но, похоже, что какая-то связь здесь есть. Статистика по психическому здоровью, особенно среди молодежи, действительно ужасна. Недавняя национальная оценка здоровья в колледжах США показывает, что более 40% студентов чувствуют себя слишком подавленными, чтобы справляться со своими задачами. Более 60% говорят, что они чрезвычайно обеспокоены. Еще 60% чувствуют себя одинокими большую часть времени. И более 10% признаются, что всерьез думали о самоубийстве в прошлом году. Это отличается от того, что было, когда я училась в колледже. Это отличается даже от того, что происходило пять, 10 лет назад.

S+B: И это распространяется на людей, которым чуть больше 20 и которые приходят на работу?

Сантос: Да. Наши систематические данные о студентах лучше, потому что мы можем заставить их заполнять опросы. Но в недавнем опросе YouGov 30% миллениалов сообщили, что большую часть времени одиноки, а у 30% просто нет ни одного друга, к которому они могли бы обратиться, если что-то случится.

S+B: Почему вы начали вести курс о счастье?

Сантос: Я впервые запустила его весной 2018 года. Занятия начались отчасти из-за того, что я — глава колледжа Силлиман [в Йельском университете]. В этом качестве я живу в студенческом городке вместе со студентами. И я воочию наблюдаю, какой жизнью живут студенты. В наши дни они гораздо более озабочены и гораздо более ориентированы на будущее, чем в мое время. Поэтому я решила собрать все, что говорят социальные науки о том, как жить лучше, счастливее и процветать. Я предполагала, что этот курс будет одним из многих других в университетском городке, и на него запишутся 30-40 ребят. Профессора получают списки, когда студенты записываются. В основном в этих таблицах от нуля до 100 строк, потому что это самый большой размер для группы. Но мои списки выросли с нуля до 1000. В итоге на курс записалось около 1200 студентов. Почти каждый четвертый студент Йеля. И за пределами университета про него тоже очень быстро узнали. Чуть ли не на каждую лекцию приезжала съемочная группа крупных международных или национальных СМИ — например, The Today Show или CBS News.

S+B: Эксперты по поведенческой экономике говорят о том, что нужно распознать у себя предвзятости, а затем создать структуры и стимулы для их преодоления. Можем ли мы сделать то же самое со счастьем?

Сантос: В исследовании счастья очень похожий подход. Одним из успехов поведенческой экономики было осознание того, что наша интуиция насчет потерь или риска часто подводит нас. И шокирующие результаты исследований счастья позволяют предположить, что наша интуиция так же ошибается, когда речь идет о том, что сделает нас счастливыми. Мы стремимся ко множеству вещей, думая, что они сделают нас счастливее, но это не срабатывает. По крайней мере, не так, как мы думаем. И нам недостает мотивационных способностей, чтобы заниматься тем, что действительно много значит для достижения счастья.

S+B: Что это за вещи, о которых люди думают, что они делают их счастливыми?

Сантос: Одна из главных — деньги. Люди часто выбирают работу, исходя из того, где будет самая высокая зарплата. Больше денег делают вас счастливее, если вы живете за чертой бедности. Исследования Дэниэла Канемана и Ангуса Дитона, двух лауреатов Нобелевской премии по экономике, показывают, что в США больше денег добавляют счастья, пока годовой доход не составит около $75 тысяч. А дальше, даже если ваша зарплата вырастет вдвое или втрое, это не улучшит ваше внутреннее благополучие, если оценивать его по стандартным показателям.

Еще одно — материальные блага. Мы думаем, что новый дом или новый автомобиль сделает нас счастливыми. И так будет, но в течение очень короткого периода времени. Но потом мы адаптируемся и привыкаем к этому — гораздо быстрее, чем думаем. О, и еще кое-что, что очень важно для моих студентов. Мы думаем, что хорошие оценки сделают нас счастливее. Оказывается, есть корреляция между оценками в старшей школе и благополучием, но это отрицательная корреляция. То есть дети, которые получают более высокие оценки, самые несчастные. У них также самый низкий уровень самооценки и самый низкий уровень оптимизма.

S+B: Так что же делает нас счастливыми, чем мы пренебрегаем?

Сантос: Одна ключевая вещь, которой мы пренебрегаем, это важность свободного времени. Существует много исследований того, что ученые называют достатком времени. Работа Эшли Уилланс, профессора Гарвардской школы бизнеса, показывает, что чем больше мы отдаем денег, чтобы получить время, тем счастливее становимся. Поэтому, если вы платите кому-то за стирку или другими способами используете деньги для получения большего количества свободного времени, это сделает вас счастливее. Проблема в том, что мы часто тратим время на зарабатывание денег, так что все получается наоборот.

Еще один важный показатель счастья — то, сколько времени вы проводите с другими людьми и сколько времени вы проводите с людьми, которые вам небезразличны. Есть также много трудов, показывающих, что мы счастливее, когда ориентируемся на других — заботимся о других больше, чем о себе. Люди, которые больше отдают на благотворительность и люди, которые тратят больше времени на волонтерство, как правило, счастливее, чем те, кто этого не делает.

S+B: В вашем подкасте рассказывается, как мозг обманывает нас в том, что нам нужно, чтобы быть счастливыми. Это одна большая ложь? Или это серия взаимосвязанной лжи?

Сантос: Я думаю, что это серия взаимосвязанной лжи. Также как и с нашими когнитивными предубеждениями: это не просто одно предубеждение. Есть масса простых примеров, как разум вводит нас в заблуждение, когда речь идет о предсказании того, что сделает нас счастливыми. Например, мы забываем, насколько можем адаптироваться к ситуации. Профессор Гарварда Дэниел Гилберт называет это «пренебрежением иммунитетом». Мы забываем, что у нас есть психологическая иммунная система, которая защищает нас, когда что-то идет не так. Если случится что-то плохое, то мы сможем с этим справиться. И слишком часто мы строим свою жизнь, чтобы защитить себя от любых сложных ситуаций. Я останусь в этом ужасном браке, потому что развод будет слишком сложным. Или я останусь на этой жуткой работе, потому что два года без зарплаты будут для меня ужасными. Мы принимаем решения, не осознавая, что гораздо более устойчивы, чем думаем.

S+B: Какие стимулы могут подтолкнуть нас к поведению, ведущему к счастью?

Сантос: У нас нет мотивационных механизмов для поиска социальных связей. Я вижу это по своим ученикам. Я помню, что столовая была самым шумным местом в кампусе, когда я училась. Теперь студенты сидят в столовой в больших наушниках Bose и смотрят в телефоны. Те, у кого есть наушники, могут завязать разговор с незнакомцами в столовой, но вместо этого они надевают наушники и сидят сами по себе. В подкасте мы рассказываем об этом забавном исследовании профессора бизнес-школы Чикагского университета Ника Эпли, где он заставляет пассажиров общаться с людьми, сидящими рядом с ними. Люди ожидают, что это будет неловко и ужасно. Но оказывается, что они чувствуют себя гораздо более позитивно, чем думали. И интроверты тоже.

S + B: Можете ли вы рассказать немного о разнице между счастьем и осознанностью, которая в моде везде, особенно на рабочем месте?

Сантос: Исследования показывают, что осознанность способствует счастью. И что «блуждание ума» ведет к недостатку счастья. Дэн Гилберт и Мэтт Киллингсворт провели исследование, в котором они в разное время суток обращались к участникам и спрашивали их: «О чем вы думаете? Как вы себя чувствуете?» И обнаружилось, что люди не думают о том, что делают, чуть меньше половины времени. Это ужасный результат, потому что всякий раз, когда разум блуждает, вы чувствуете себя не так хорошо, как могли, если бы концентрировались на настоящем моменте.

S+B: Если я хочу быть счастливее, работа над осознанностью — это необходимый первый шаг?

Сантос: Необходимый — громко сказано. Есть много путей к счастью. Но определенно один из них — быть более внимательными и более осознанными. Не секрет, что буддийские монахи и другие люди, которые проводят тысячи часов, практикуя осознанность, испытывают определенную спокойную радость. Исследования профессора Йельского университета Хеди Кобер показывают, что медитация помогает даже новичкам. Даже в первые пару медитаций у вас снижается активность в тех областях мозга, которые блуждают.

S+B: Студенты Йеля, скорее всего, уже выиграли в генетическую и социально-экономическую лотерею. У них впереди целая жизнь и бесконечные возможности. В чем проблема?

Сантос: Они сделали то, чего не смогли сделать 94% людей, которые обращались в Йель — они поступили, верно? И они все равно несчастны, гораздо более несчастны, чем я ожидала. Я думаю, это потому, что моим студентам часто приходится отказываться от всего того, что ведет к счастью — общение, отдых, перерывы, осознанность, — чтобы попасть в Йель. И им действительно приходится уделять первостепенное внимание одной вещи, которая, как мы знаем, отрицательно влияет на счастье: оценкам. Достижение не обязательно приводит к счастью. Гостем в моем подкасте был Клей Кокрелл — терапевт людей, чье состояние превышает $50 млн. И он говорит, что все его клиенты несчастны. Одна из причин несчастья заключается в том, что они чувствуют себя виноватыми. Ну, типа: «Я супербогат, и я все еще несчастен. Почему я не чувствую удовлетворения?»

S+B: В последние годы компании инвестируют в культуру счастья. Они поощряют людей полностью растворяться в работе. В крупных компаниях обычным делом стали комнаты для отдыха и занятия йогой. Входит ли забота о благополучии сотрудников в ответственность компаний? Хорошая ли это бизнес-идея?

Сантос: Часто думают, что существует некоторое противоречие между тем, чтобы сделать работников счастливыми и достижением некоего баланса. Но большинство исследований счастья показывают, что счастливые люди работают лучше. Они более креативны. Они более охотно проводят время на работе. Компании часто думают, что единственный способ заставить людей работать больше — это платить им больше. Но есть много других способов мотивировать людей, например, привить им чувство единства, дать работу, которая имеет смысл, или выразить благодарность. Исследование, проведенное Адамом Грантом из бизнес-школы Уортон, показало, что работники колл-центра начинают принимать вдвое больше звонков после того, как получат благодарность от супервайзера за свою работу.

S+B: Вы сказали, что чувство единства — это важный фактор. В компании обычно общее дело — это попытка увеличить продажи или прибыль.

Сантос: Это только одна метрика, и это может быть метрика, которая находит отклик у определенных людей, но не у всех. Зарабатывание денег для каких-то безымянных акционеров — не та мотивация, которая хорошо соответствует нашей внутренней психологии. Так что могут быть более эффективные способы мотивировать людей. Марти Селигман и его коллеги из Пенсильванского университета изучают то, что называется сильными сторонами характера, и занятие тем делом, которое вам нравится. Вам нравится обучение? Вы хотите помогать людям? Исследования показывают, что люди счастливее всего в работе и работают лучше всего, когда подходят к работе с точки зрения лучшего применения своих сильных сторон.

Взять, к примеру, работу уборщика туалетов. Звучит не слишком приятно. Но когда уборщики переосмысливают свою работу с точки зрения соответствия их сильным сторонам, она им нравится больше. Если, например, уборщица в больнице будет думать, что «каждый туалет, который я убираю, помогает ребенку с раком», то она не только полюбит эту работу, но и станет выполнять ее лучше. Если вы работаете в фармацевтической компании, то можете сконцентрироваться на продаже большего количества лекарств в этом квартале или на том, что вы производите лекарства, которые помогут людям с ужасными заболеваниями. Подобные мотивы зачастую гораздо эффективнее, чем лишние пару сотен долларов в неделю.

S+B: Итак, проводить время с людьми, которые вам нравятся, уметь отключиться и чувствовать мастерство в течение долгого времени — все это способствует счастью. Независимо от того, сидите ли вы на кассе в Walmart или работаете генеральным директором, на вас давит необходимость всегда быть на связи. И чувство, что вы всегда отстаете или не реагируете на работе, может накалить обстановку. Как можно избавиться от этой напряженности?

Сантос: Напряжение возникает из-за существующей установки, что всегда нужно быть на связи. Предприятия могут устанавливать определенные нормы, чтобы отдых, релаксация и осознанность считались частью корпоративной культуры. А может быть наоборот: если вы не зашли в электронную почту в 9 часов вечера воскресенья, то что-то не так. Второй подход не учитывает данные многих исследований, которые показывают, что люди на самом деле работают лучше, если у них есть немного свободного времени.

В подкасте мы рассказываем о простых вещах, которые могут сделать лидеры, чтобы создать более эффективную культуру. Профессор Уортона Сигал Барсад работает над тем, что она называет аффективными спиралями. Идея состоит в том, что если на рабочем месте есть негативно настроенный человек, то ухудшается настроение всей команды. Но Барсад напоминает, что иногда мы сами бываем такими негативно настроенными людьми. Если мы приходим в ярость из-за того, что попали в пробку утром, то передадим это настроение коллегам, даже не осознавая этого. Обратная сторона медали в том, что мы можем быть голосом спокойствия или моментом радости на нашем рабочем месте. И Барсад уверена, что особое влияние оказывают лидеры, потому что все обращают внимание на босса. Так что если лидер способен привнести позитивные эмоции, то внезапно вся команда чувствует себя лучше.

S+B: На протяжении большей части истории целью работы было получение заработной платы, которая позволяла покрывать расходы и содержать семью. Люди не воспринимали работу как средство самореализации. Так зачем заботиться о счастье на фабрике или в офисе?

Сантос: Есть еще одно забавное заблуждение: мы думаем, что во время отдыха гораздо счастливее, чем на работе. Но во многих сферах деятельности работа приводит человека в состояние потока, и вы наслаждаетесь ею больше, чем просмотром телевизора или другими видами досуга. Существуют исследования, показывающие, что когда вы делаете что-то интересное на работе, вы говорите, что чувствуете себя хорошо. А дома в свободное время вам бывает скучно смотреть Netflix, и вы испытываете чувство апатии.

S+B: Бизнесмены любят показатели. Какие метрики можно использовать, когда мы говорим об измерении счастья?

Сантос: Есть два стандартных способа измерения. Один из них — ваше когнитивное благополучие, удовлетворение от жизни. Учитывая все обстоятельства, как, по-вашему, идет ваша жизнь? Как вы себя чувствуете в своей жизни, а именно: испытываете ли вы много положительных эмоций. Много ли вы смеетесь? Улыбаетесь? Плачете? Все эти показатели субъективны, но я думаю, что даже люди, которые зациклены на метриках, понимают, что они и должны быть субъективными. Люди знают, как они себя чувствуют, когда дела идут хорошо.

S+B: Компании часто проводят опросы, чтобы выяснить, вовлечены ли сотрудники в работу. Если бы вы разрабатывали такой опрос, какие неочевидные вопросы вы бы в него включили?

Сантос: Довольны ли вы своей работой? Насколько вы в целом удовлетворены своей жизнью по шкале от одного до пяти? Существуют стандартные, доступные опросы, которые работодатели могут использовать для такого рода вещей. На моем курсе мы используем один из них, называемый PERMA, который затрагивает разные аспекты благополучия: позитивные эмоции, вовлеченность, отношения, смысл и достижения.

S+B: На многих рабочих местах коллективные усилия организованы вокруг достижения цели с вознаграждениями, стимулами и последствиями. Способствует ли ощущению счастья постановка целей, индивидуальных или коллективных, а затем стремление к их достижению?

Сантос: Есть много исследований, подтверждающих, что постановка целей помогает работать лучше. Если эти цели совпадают с тем, что делает вас счастливыми, тем лучше. Я думаю, что люди, ставя цели, стремятся к позитиву, особенно в деловом мире. Но исследования показывают, что для эффективной постановки целей необходимо подумать и о препятствиях на пути к вашей цели. Люди, которые стремятся похудеть и которые в основном фантазируют о том, какой замечательной будет жизнь, когда они похудеют, на самом деле худеют меньше всего. То есть у позитива должна быть какая-то основа в реальности.

S+B: В организациях счастье приходит с верхних уровней или с нижних?

Сантос: Есть много данных, которые показывают, что сверху. Люди смотрят на лидера, чтобы выяснить, как идут дела. Испытывать ли мне беспокойство или радоваться этому развитию? Они также пытаются понять нормы, глядя на лидеров. Норма ли в нашей компании, что мы можем брать выходных, или норма, что мы работаем до упаду? Существуют разные способы, как компании могут транслировать эти нормы и практики. Например, можно провести одну беседу в начале года и больше не возвращаться к этому вопросу. Или норма может пронизывать всю деловую практику компании, все ее пространство, весь обмен сообщениями. Сотрудники замечают разницу. Они знают, что на словах вы обещаете, что можно не торопиться и делать все спокойно, но на практике им приходится работать до изнеможения. Люди могут сказать, какие принципы на деле уважают в компании.

S+B: Вы счастливы?

Сантос: Да. Я очень счастлива. И я стала намного счастливее, начав вести этот курс, по двум причинам. Во-первых, совместное исследование счастья дало мне реальный смысл в жизни и цель, которую я не ожидала. Во-вторых, мне нужно самой придерживаться тех принципов, о которых я рассказываю, иначе будет просто неловко, и мои ученики упрекнут меня, если я не буду делать то, что им говорю. Каждый может улучшить свое благополучие, если будет делать правильные вещи, но для этого требуется изменить свое поведение. Вы не можете сходить в спортзал один раз и решить: «Хорошо, я это сделал. Теперь я в форме». Многие практики счастья — время, которое нужно для осознанности, время для благодарности, общение с людьми, — работают одинаково. Просто нужно делать это снова и снова.

Источник

Свежие материалы