В сентябре 2018 года я принял решение отказаться от социальных сетей на неопределенный срок. Это казалось правильным, ведь сотни статей подробно описывали, какую пользу от этого можно получить — от налаживания отношений до создания фантастического стартапа. Истина, как обычно, где-то посередине.
Моя причина для ухода
Конкретные преимущества, которые я выделил после прочтения множества подобных статей, заключались в следующем: улучшается психическое здоровье, укрепляются отношения с другими людьми, вы не подпитываете революцию ИИ, вы более полноценно присутствуете в повседневной жизни. У меня не было четких целей или ожиданий, я просто предполагал, что через год после ухода из соцсетей все станет лучше. Мои ожидания оказались довольно далеки от истины.
Для начала — я более четко определил шаги, необходимые для ухода. Сначала удалил приложения с телефона. У меня никогда не было Twitter или Snapchat, поэтому бороться пришлось только с Facebook и Instagram. После того, как я избавился от приложений, нужно было решить проблему более фундаментальную. Я знал, что будь у меня хоть какой-то шанс вернуться на эти платформы в момент слабости, я им воспользуюсь, поэтому мне пришлось полностью удалить аккаунты в Facebook и Instagram.
По большому счету, я использовал Facebook и Instagram как фотоархивы. И там были моменты, которые мне не хотелось забывать. Facebook позволяет сохранить весь архив ваших данных, так что я не преминул этим воспользоваться. У Instagram подобной опции не оказалось, поэтому я написал простой скрипт на Python, чтобы сохранить все изображения из моего профиля, а затем спокойно удалить его.
Процесс
Фазы выхода: первые 90 дней
Я не был прикован к постели и вполне мог выполнять свои обязанности дома и на работе, но в первые 90 дней чувствовал себя дерьмово гораздо чаще, чем обычно, особенно с 15 по 40 день. Я чувствовал смутную депрессию, нависшую над мной, как грозовые тучи, без какой-либо явной причины, возможно, из-за физического недостатка допамина, связанного с отказом от соцсетей.
В этой фазе я испытывал в основном физические симптомы, обусловленные отказом, похожие на те, что наблюдаются у людей, отказавшихся от опиатов (хотя и в гораздо меньших масштабах).
Больше пятидесяти раз в день я рефлекторно хватал телефон и разблокировал его, а мой большой палец рыскал в поисках пропавших приложений. Через несколько недель я научился перехватывать себя до того, как сделаю это, пока не преодолел эту привычку.
В эти первые месяцы начали возникать проблемы реального мира. Я регулярно выступал как музыкант и беспокоился, что не смогу раскрутить свои концерты. Как кто-нибудь узнает, когда я буду играть, если я не могу создать событие на Facebook? Проведя несколько концертов после удаления из соцсетей, я понял, что на самом деле никто не ходит на них только потому, что увидели событие в Facebook — люди, которые собирались прийти, придут в любом случае.
Остальная часть года: дни 91-365
После первых 90 дней остаток года прошел в основном спокойно с точки зрения воздержания от социальных сетей. За это время возник только один важный философский вопрос:
«Зачем я фотографирую?»
У меня все еще нет хорошего ответа на него. Я пользовался социальными сетями со времен учебы в средней школе, а это было в 2004 году, то есть 15 лет назад. С тех пор единственная причина, по которой я делал фотографии, — поделиться ими в социальных сетях. Если рассуждать об этом дальше и более откровенно, единственная причина, по которой я делал фото последние 15 лет, — чтобы спокойно публиковать их в общедоступном месте, где никто над ними не посмеется.
Я думаю, что мне нравится делать фото, потому что они выглядят эстетично или служат напоминаниями о некоторых жизненных событиях, но я не совсем уверен, время покажет. Этот вопрос примечателен тем, что он порождает еще больше вопросов. «Зачем я делаю фотографии?» «Зачем мне нужна высококачественная камера высокого разрешения?» «Зачем мне нужен хороший смартфон, основная цель которого — фотографировать и взаимодействовать с социальными сетями?» У меня по-прежнему iPhone XR, но я пользуюсь им, поскольку уже купил его. Я знаю, что мне он не нужен. Чтобы удовлетворить все мои потребности, достаточно чего-то вроде iPhone 7. Я собираюсь пользоваться XR много лет и купить «прошлогоднюю модель», когда он сломается.
Выводы
Многие аспекты моей жизни, связанные с социальными сетями, теперь изменились — я не уверен, что они стали лучше, они просто другие. Но я могу с уверенностью сказать, что предпочитаю то, что есть, тому, что было в прошлом году. Я не думаю, что когда-нибудь вернусь в социальные сети. Не вижу в этом смысла. Отказавшись от них на некоторое время и трезво взглянув на все со стороны, я думаю, что это насильственные отношения — миллионы работников собирают данные для технологических гигантов, а те пользуются ими и зарабатывают на них деньги. Мне кажется, мы стали забывать, как мы общались до социальных сетей — не все было идеально, но было вполне хорошо.
Ваш опыт может оказаться другим. Я не утверждаю, что уход из социальных сетей полезен для всех. Я думаю, что они значительно снижают качество жизни, но я всего лишь один из множества.
Вот несколько ключевых выводов по тем сферам жизни, которые я надеялся улучшить с помощью этого эксперимента.
Польза для психического здоровья
Я чувствую, что гораздо меньше отвлекаюсь. Я могу сохранять концентрацию лучше, чем когда-либо. Правда, я участвовал в тысяче медитаций в прошлом году, поэтому не уверен, что больше повлияло на результат, но догадываюсь, что избавление от социальных сетей помогло. Благодаря повышению внимательности я смог увидеть несколько личностей внутри себя. «Инстаграмное я» было слегка измененной версией моего обычного «я». То же самое с Facebook. Вероятно, у каждого из нас это встречается в определенной степени. Ваше «рабочее я», вероятно, немного отличается от вашего «я с друзьями», но, надеюсь, что диапазон различий не слишком велик. Вы и ваши «я» в социальных сетях понимают: все, что вы публикуете, находится там постоянно. Это добавляет стресса.
В какой-то степени я все еще испытываю страх упустить что-то важное, находясь вне соцсетей, хотя это часто проходит довольно быстро и не отражается в значительной степени на эмоциональном уровне.
Улучшение межличностных отношений
Знаете, что еще выматывает? Притворяться, что заботишься о людях, на которых тебе наплевать. Может быть, вы просто лучше, чем я, и искренне и глубоко переживаете обо всех, с кем «дружите» в Facebook. Я нет. У меня было почти 1000 друзей, и реально меня волновали дела всего лишь 2% из них. Это означает, что я лицемерил в 98% случаев.
Я не думаю, что у меня много друзей, но это меня совсем не беспокоит. Я активно поддерживаю (именно активно) около 10 дружеских контактов, не считая семью, и это хорошее число для меня. Мне потребовалось много времени, чтобы свыкнуться с этим. Долгое время я задавался вопросом, почему не горжусь тем, что у меня всего 10 настоящих друзей. Я понял ответ, когда моя девушка показала мне что-то в своем Instagram. Instagram и другие социальные сети отображают количество друзей. Единственная логическая причина, почему это делается, — чтобы заставить переживать из-за того, что ваше число меньше, чем у других людей, ведь в противном случае зачем им с гордостью демонстрировать эту цифру другим пользователям вверху страницы профиля?
Я доволен своими дружескими отношениями. Они здоровые, взаимные и реальные.
Присутствие
Я чувствую, что моя реальность не так опосредована, как у пользователей социальных сетей. Я не оцениваю окружающее визуально в качестве потенциальных фотографий для публикации (чтобы получить одобрение других людей), я просто смотрю и вижу. Когда у меня есть идеи, которые я считаю хорошими, я не просто вывешиваю их как «обновление статуса». Я мариную их, изучаю неделями или месяцами и записываю, когда хочу опубликовать их. Обычно же они просто идут в блокнот.