€ 70.68
$ 63.70
«Ничего — это тоже что-то»: о пользе белых полей в расписании

«Ничего — это тоже что-то»: о пользе белых полей в расписании

Основатель проекта GET TO WORK BOOK Элис Крайп объясняет, как найти свободное время, когда его нет

Образ жизниСаморазвитие
Фото: YuMaNuMa/Flickr

Иногда бывает непросто выбраться из хаоса дел и найти время на новые проекты и личные увлечения. Элис Крайп, предприниматель и основатель проекта GET TO WORK BOOK, выпускающего креативные ежедневники, называет островки свободного времени белыми полями. Как их организовать, Элис рассказывает в своей книге «Мечтай! Планируй! Действуй!».

Смысл планирования не в том, чтобы у вас было чем заняться каждую минуту каждого дня. Смысл в том, чтобы вам не приходилось что-то делать каждую минуту каждого дня. Если вы знаете, сколько у вас времени, и понимаете, что необходимо сделать, вы можете организовать все так, чтобы уложиться в заданные временные рамки.

В идеале вы можете выкроить для себя некоторое дополнительное пространство. Его можно сравнить с полями на странице с текстом. Это то пространство, куда вы можете вписывать дополнения и заметки — и просто давать глазам отдых. Это белое поле, придуманное для того, чтобы оставаться пустым.

Я работаю с дизайнерским домом Jolby and Friends над созданием многочисленных образцов органайзеров. Когда я впервые обратилась к ним с предложением сотрудничества, мне объяснили, что J&F работает так, чтобы всегда быть занятыми на 80%. Иными словами, они берутся за такое количество проектов, чтобы те занимали 80% рабочего времени, а 20% этого времени остаются свободными. Они оставили себе — и поступили очень здраво — поле для творческих исследований, проектов, связанных с личными увлечениями, или для новых клиентов, которые приходят из ниоткуда с отличными предложениями о совместной работе. В их бизнесе всегда присутствует свободное пространство — а значит, всегда есть место для эксперимента.

Белое поле в вашем графике не просто ценно — иногда оно может быть физически необходимо. Выпуская книгу-органайзер, я планировала рассылать заказы из гаража. В первое лето мне домой привезли четыре поддона ежедневников; я стояла на подъездной дорожке и с дрожью внутри распаковывала первую коробку. За следующий год я упаковала и прямо из дома разослала 6000 ежедневников. К весне второго года я поняла, что не могу больше вести этот бизнес из дома. Коробки громоздились на моем кухонном столе до самого потолка. Готовыми ежедневниками были забиты кладовки. У меня не было ни времени, чтобы хотя бы подумать о расширении бизнеса, ни, тем более, места для новой продукции, которое потребовалось бы после расширения.

Осознав это, я зашла на сайт Craigslist и начала поиски склада. Через несколько недель, получив ключи от нового, свободного и, в буквальном смысле слова, белого пространства, я сразу почувствовала облегчение. Выносить бизнес за пределы дома было рискованно и дорого. Но в то же время это стало мощным импульсом — а именно он был мне тогда необходим. Когда в тот первый день я оглядывала пустой склад, у меня зародилась идея нового блокнота, который мне захотелось добавить к бренду; я уже понимала, что у меня будет где сложить готовую продукцию, когда блокнот напечатают. В гараже мой бизнес задыхался. В этом новом белом пространстве ему было куда расти.

Откуда берется свободное пространство?

Идея свободного пространства звучит великолепно, но где его взять? Как добавить белое поле в свой график и свою жизнь?

Во-первых, важно признать, что свободное пространство возможно не всегда. Бывают в работе и жизни такие периоды, когда лишнего времени нет совсем, и в этом нет ничего страшного. Это нормально. Бывают и такие периоды, когда даже повсе дневные дела — не говоря о «лишних» — делать невозможно (новорожденный в доме, потеря близкого человека, болезнь, смена работы). В такие периоды относитесь к себе снисходительно.

Второе, что необходимо признать: свободное пространство не падает с неба. Никому не преподносят несколько лишних часов (или ключи от склада) даром. Чтобы добыть их, вам могут понадобиться время, деньги и удача. Поэтому стоит постараться или заплатить за время иными способами.





Вот что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы начать выкраивать для себя свободное пространство:

Не заменяйте сразу. Когда вы завершаете проект или заканчиваете какую-то работу, не спешите заполнить образовавшуюся пустоту чем-то еще. То же относится и к вещам: если вы отдали десять предметов одежды из своего гардероба, не спешите что-то покупать на их место. Поживите какое-то время со свободным временем и пустыми вешалками. Посмотрите, насколько вам это понравится, прежде чем привносить в свою жизнь что-то новое.

Помните, что «ничего» — это тоже что-то. Иногда, когда меня спрашивают: «Что вы делаете в следующий уик-энд?» — я отвечаю: «Ничего», и это интерпретируют как «Я свободна». Это недопонимание. Предполагается, что если на повестке дня «ничего», то в ней, конечно же, найдется место для «чего-то», но на самом деле это неправда. «Ничего не делать» — тоже занятие. Именно свобода от расписания дает мне шанс почитать, или погулять, или вздремнуть, или испечь печенье, или почистить плинтусы, или реализовать все те маленькие проекты, которые возникают в голове, когда я даю себе время посидеть спокойно и немного поскучать. Не уклоняйтесь от такого занятия, как «ничего». Признайте «ничего» за нечто, каковым оно и является.

Продумывайте варианты с учетом обстоятельств. В поисках «лишнего» времени многое зависит от того, какой у вас в жизни период. Для некоторых свободное пространство — это еженедельно втискивать трехчасовой блок в календарь совместной работы. Для других это означает вставать еще на 15 минут раньше, чтобы позаниматься йогой, и каждый раз при этом молиться, чтобы дети не проснулись. Еще для кого-то это означает пригласить на один вечер в неделю няню, чтобы разобрать накопившуюся электронную почту, или договориться с партнером об одном вечере в неделю, проводимом в одиночестве в кофейне, чтобы писать.

Внося эти небольшие изменения, признайте, что у вас есть ровно то, что у вас есть. Иногда свободное пространство может быть размером с почтовую марку, а иногда это бескрайнее полотно. И то и другое может вызвать панику (порой избыток времени тоже мешает творчеству), но не поддавайтесь ей. То, что у вас есть, достаточно хорошо для начала. Сделайте глубокий вдох и ныряйте в свободное пространство.

Пользуйтесь правилом одного касания

Правило одного касания помогает мне не затягивать проекты и не давать делам накапливаться. Моя цель — «прикоснуться» к чему-то лишь однажды и сразу же принять решение, что с этим делать. Я хочу, чтобы все новое, попадающее в мой дом или мой мозг, не занимало там больше места, чем нужно.

Я применяю это правило к электронной почте (открыть письмо, прочитать, ответить, заархивировать), но не только; с предметами я поступаю так же. Принося в дом бумажную почту, я раскладываю ее на две стопки: отправить в макулатуру и «разобраться». В макулатуру отправляются все виды безадресной рассылки, рекламные листовки, афиши и пустые конверты из стопки «на разбор». Затем первая стопка отправляется в корзину, а вторая ложится на письменный стол. Если есть время, я захожу еще дальше и оплачиваю счет, заполняю анкету, инкассирую чек или отвечаю на письма знакомых. Если времени нет, я кладу всю стопку себе прямо на клавиатуру, чтобы сразу же увидеть ее в следующий раз, когда доберусь до письменного стола.

Идея в том, что я хочу тратить на одно и то же дело как можно меньше подходов. Я хочу, принеся покупки из магазина, сразу же разобрать их. Я хочу, достав выстиранные вещи из сушилки, сразу же сложить их и убрать в шкаф. Я хочу, получив заказ, сразу же распаковать его, сломать и выбросить коробку, а новую вещь положить на место или использовать не откладывая.

Правило одного касания помогает избегать того, чтобы всякое барахло (сетевое и реальное) накапливалось и превращалось в нечто неподъемное. Оно позволяет сохранять порядок и держать все под контролем. В первый момент на то, чтобы разобраться с чем-то, уходит больше времени, чем на то, чтобы просто отложить это в сторону, но в долгосрочной перспективе правило одного касания помогает сберечь время. Кроме того, это эффективный способ освобождать место и в своем графике, и в доме.

Интересная статья? Подпишитесь на наш Telegram-канал и следите за лучшими обновлениями и обсуждениями на "Идеономике"

Свежие материалы