Скотт Адамс — знаменитый автор комиксов о Дилберте и иронических книг о менеджменте, ведет блог, где фиксирует интересные наблюдения о жизни, бизнесе и саморазвитии.
Когда я готовил превью моей книги How to Fail…, профессор Кармен Саймон из Rexi Media помогала мне сделать все правильно и с точки зрения дизайна, и с точки зрения мысли, а главное — с точки зрения когнитивной науки. Думаю, читателям блога будет интересно заглянуть под капот презентации и увидеть, какие методики мы применяли. Они полезные.
Профессор Саймон объяснила мне, что стит рассматривать свою презентацию в контексте трех элементов:
— внимание;
— память;
— решения.
Если копнуть глубже, то все три элемента можно активировать с помощью эмоций. И на все можно повлиять за счет автоматических или сознательных факторов.
Автоматические факторы (примеры):
— блестящий объект сразу привлекает ваше внимание;
— вид красного яблока напоминает о щеках друга или подруги;
— после бессонной ночи вы решаете съесть пончик, даже если вы на диете.
Сознательные факторы (то, что вас заботит, о чем вы задумываетесь):
— то, чего вы хотите от жизни;
— то, что вы ожидаете увидеть или услышать;
— то, что вы уже знаете.
А теперь посмотрим, как эти научные принципы применены в моем слайд-шоу «Страсть ничего не значит, или Цели — это для лузеров».
Внимание
Чтобы привлечь внимание, ваш материал должен так или иначе выделяться (за счет цвета, размера, расположения и т.д.).
Цветовая палитра моих слайдов (черно-белые цвета, подчеркнутые красным) задает резкий контраст между эмоционально нагруженными цветами. Красный цвет оказывает глубокий психологический эффект: при его виде дышать труднее, сердцебиение учащается, он требует к себе внимания. Отсутствие конкурирующего цветового «шума» позволяет цветовому контрасту притягивать больше внимания.
Первый слайд в презентации особенно важен для того, чтобы зацепить зрителей. Мы использовали яркую палитру, но нам нужно было и название, которое приковывает к себе внимание. Саймон говорит, что есть четыре эффективных в этом смысле подхода к названию:
— пообещайте историю;
— пообещайте награду;
— возбудите любопытство;
— вызовите беспокойство.
Название моего слайдшоу (см. его целиком в конце поста) провоцирует любопытство, но также и беспокойство — что читающий эти строки, возможно, до сих пор делал многое не так, как надо.
Из нейронауки нам известно, что внимание укоренено в эмоциях. Поэтому слова с сильной эмоциональной нагрузкой («ничего не значит», «лузеры») привлекают внимание. Таким образом, на первом слайде мы демонстрируем сильный цветовой контраст, даем поводы для любопытства и беспокойства и эмоционально заряженные слова.
Баланс знакомого и удивления
Фанаты нейронауки говорят, что внимание можно рассматривать как столкновение между объектом и средой. Rexi Media в своих исследованиях обнаружила, что когда вы хотите привлечь внимание аудитории, предложите ей что-то, чего она ожидает, и что-то, чего она не ожидает. То есть нужно сбалансировать узнавание и сюрпризы. В моем слайдшоу всем знакомый Уоррен Баффет наделен волосами Эйнштейна, а Марк Цукерберг — маской Зорро.
Плюсы неопределенности
Традиционный подход состоит в том, что слайды должны быть как можно более четкими. Но исследования показывают, что когда чего-то не хватает, внимание и запоминание оказываются выше. К примеру, если я покажу на слайде затемненное слово, усилия по его распознаванию приведут к большей внимательности, а значит, этот слайд лучше запомнится. Rexi Media применила этот подход на нескольких слайдах. К примеру, слова «звучит отвратительно» (terrible sound bite) написаны не самым простым для прочтения образом. Нужно немного потрудиться, застрять на этом слайде, уделить ему больше внимания. Эту практику не стоит повторять на каждом слайде — лишь для нескольких фраз, которые вы считаете важными.
Сбой программы
Один из способов привлечь внимание и перезарядить энергией мозг — сломать схему, которую люди привыкли ожидать. Когда мозг читателя начинает привыкать к моим слайдам, паттерн намеренно ломается.
Одна из причин, почему люди через какое-то время перестают уделять внимание слайдам — они становятся слишком предсказуемыми. С эволюционной точки зрения, если мы знаем, что случится дальше, и что здесь все безопасно, то лучше уделить внимание чему-то другому.
Rexi Media советует смотреть на несколько слайдов, поставленных рядом, потому что это сразу говорит о двух важных вещах: есть ли у вас паттерн и получилось ли у вас в какой-то момент его сломать? Первое важно, потому что иногда в презентациях вообще нет никакого паттерна и единства. Мозгу нужна однородность, чтобы на ее фоне заметить нечто особенное.
Разрушить паттерн можно, перейдя от визуально насыщенных слайдов к визуально простому. Или от серьезности к юмору. Или от чего-то привычного для аудитории к чему-то неподобающему. Все это защищает от привыкания и освежает внимание зрителей.
Вовлеченность аудитории
Участие аудитории — отличный способ закрепить воспоминания. Но как это сделать, если вы не представляете материал лично? В моем слайдшоу мы добивались вовлеченности двумя способами:
1) не делали все очевидным (мы дали людям радость осознания);
2) вставляли риторические вопросы. Они работают, потому что всякий раз, когда вы задаете вопрос, даже риторический, мозг начинает на него отвечает. Как думаете, это правда? (Поняли, к чему я клоню?)
На этом слайде соединяется радость понимания (когда вы осознаете, из какого фильма взяты картинки) и сила риторических вопросов.
Решения
Если вы хотите, чтобы аудитория принимала какие-то решения, нужно задать мотивацию. В моем слайдшоу Rexi Media использовала два мотиватора.
Принцип взаимности
Люди — общественные животные. Когда кто-то дарит вам что-то, в вас активируется желание ответить тем же. Продавцы всегда опираются на эту концепцию, но принцип работает и в презентациях. Мое слайдшоу имеет и развлекательную, и информационную ценность. Я вложил в него много труда и отдаю его вам за так.
Социальные подтверждения
Мы скорее склонны действовать, если мы видим, что так же поступили люди, похожие на нас. Эта концепция реализуется в отзывах экспертов о моей книге, такой же эффект оказывают 5-звездочные рецензии покупателей на Amazon.com.
Результаты
У меня нет возможности оценить, как эти методы повысили число просмотров моих слайдов. Но можно сравнить слайды с рекламным видео для той же книги, которое я выпустил примерно в то же время. Видео изготавливалось как развлекательное, но оно не опиралось на эти достижения когнитивной науки. На момент написания поста слайдшоу набрало на 50% больше просмотров, чем видео.
Конечно, эта разница может объясняться множеством причин. Видео, возможно, было слишком длинным, что уменьшает его виральный потенциал. Там есть звук, и значит, в офисе его нежелательно смотреть. Но с другой стороны, оно вышло раньше, и к моменту появления слайдшоу публика могла уже слегка подустать от моей книги. Можно придумать еще десяток факторов.
Но все же, согласно достижениям когнитивной науки, слайдшоу должно было бы набрать больше просмотров, чем обычное видео, и так оно и вышло.
Если хотите посмотреть на другие примеры работы Rexi Media, вот видео, где я выступаю в IBM со слайдами, не вошедшими в презентацию. Потом меня больше всего спрашивали, кто рисовал мои слайды — и спрашивали люди, которые такой работой зарабатывают на жизнь! Когда я интересовался, что именно им понравилось в презентации, никто не мог указать на конкретные места и слайды. В отличие от вас, они не могли заглянуть за кулисы спектакля и увидеть научные правила в его основе.
Оригинал поста — dilbert.com/blog/entry/the_science_of_making_your_story_memorable/
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.