Недальновидное мышление, которое воспроизводится снова и снова, не приводит к тому, что мы начинаем мыслить более долгосрочными категориями.
Рэнд Фишкин поделился вдумчивым анализом тенденции, которая сейчас затрагивает практически всех: Google концентрирует в своих руках все больше и больше трафика.
Когда я работал в Yahoo, на нашей домашней странице было 183 ссылки. Стратегия компании заключалась в том, чтобы создавать все больше и больше внутреннего контента и услуг (Yahoo Mail, Yahooligans, Yahoo Finance), чтобы как можно больше людей оставалось на сайте как можно дольше. Математика была проста: если вам платят за впечатление, то, гораздо выгоднее задержать человека на двадцать или тридцать кликов, чем поощрять его переходить на другой сайт.
Google взорвал этот статус-кво целиком и полностью. Их модель была абсолютно иной: «Заходите сюда по пути в другое место». На их домашней странице было только две ссылки, потому что им нужно было только направить вас туда, куда указывает адекватно проделанный поиск.
Если вы — компания или частное лицо, которому есть, что сказать, эта модель «спицы на втулке» необходима, чтобы выделиться в интернете. Веб — это очень большой стог сена, но если ваша игла достаточно острая, вас найдут.
Если вы ищете информацию, покупки или общение, вы можете положиться на Google.
Это, как и все остальное, позволило Google отобрать у Yahoo огромные объемы трафика. Пользователям не потребовалось много времени, чтобы понять: они хотят увидеть что-то еще, а не шнырять вокруг огороженного сада.
Год за годом, движимая краткосрочными (недальновидными) требованиями фондового рынка, Google теряет свой путь в этой эффективной (и опирающейся на сообщества) стратегии. В самых последних данных, которые цитирует Рэнд, мы видим, что больше половины времени поиск в Google приводит к тому, что никто ни на что не кликает (потому что люди нашли то, что нужно, не покидая результатов поиска), либо что они посещают объект, которым уже владеет Google.
Google регулярно вносит в свой пользовательский интерфейс и алгоритм такие изменения, которые уничтожают компании или отрасли, чтобы оставить за собой больше времени и кликов от людей, которые вообще-то ожидали попасть куда-то еще после посещения Google.
Если вы приверженец открытого интернета, это плохие новости.
Если вы человек или компания, которые надеются быть «найденными» при помощью поиска, это плохие новости.
А если вы сотрудник или акционер Google, это тоже плохие новости, потому что монополия — это заманчивый способ получения прибыли, но ни одна монополия не стабильна.
Устойчивость открытой сети — это один из ярких огней нашей современной культуры, и я надеюсь, что мы не допустим ее закрытие, прежде чем закостенеем в текущем статусе-кво.
Кажется, что каждая монополия будет существовать вечно, но потом она исчезает.