Site icon Идеономика – Умные о главном

Да здравствует метафора: как правильно называть свои цели

Фото: Mariyan Dimitrov/Flickr

На протяжении жизни мы постоянно ставим перед собой цели — сдать экзамен, пробежать марафон, сбросить 10 килограммов лишнего веса или получить повышение по службе. Учитывая важность таких целей для нашего физического и психологического благополучия, неудивительно, что было проведено множество исследований о том, как лучше всего ставить цели, работать над ними и достигать их.

Но, скажем, у вас все получилось — что тогда? Психологи уделяют меньше внимания поведению людей после того, как они достигли своих целей. И хотя в целом для нас полезно продолжать учиться, заниматься спортом, правильно питаться, много работать и так далее, это не всегда происходит. Например, один из контролеров, наблюдающих за победителями телешоу «Потерявший больше всех», признался, что спустя шесть лет большинство из них весили даже больше, чем в начале шоу.

Однако недавнее исследование, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology: Attitudes and Social Cognition, предлагает решение. Исследователи считают, что люди с большей вероятностью будут поступать правильно, если вместо того, чтобы думать о достижении цели как о «прибытии в конечный пункт», воспринимать это как «завершение путешествия».

Мы сильно полагаемся на метафоры, рассматривая абстрактные понятия и аспекты нашей жизни. Поэтому Сзу-Чи Хуан и Дженнифер Аакер из Высшей школы бизнеса Стэнфорда предположили, что, воспринимая цель как завершение путешествия, человек может задуматься о том, как он себя чувствовал в начале, а также обо всех взлетах и падениях на этом пути. Он почувствует, что изменился, стал человеком, который ведет себя именно так, и это поможет поддерживать новые привычки.

Именно к такому выводу и пришли исследователи в серии из шести экспериментов, в которых участвовало более 1600 человек. Сначала они изучили две группы, состоящие из более чем 400 студентов и сотрудников университета, которые недавно достигли академической или фитнес-цели. Участников попросили либо думать о достижении цели как о «завершении путешествия» или «прибытии в конечный пункт», либо относиться к этому без конкретной привязанной метафоры. Те, кто относился к цели как к «завершению путешествия», не только выражали более сильные намерения и дальше следовать этой цели, но и на самом деле это делали (например, в «фитнес-группе» люди более охотно подписывались на продолжающуюся фитнес-программу).

В последующих исследованиях команда дополнительно исследовала этот эффект. В одном исследовании 265 людей, сидящих на диете, поставили перед собой ежедневные цели потребления калорий и отслеживали их в течение семи дней. После этого те, кто думал о своих достижениях как об окончании путешествия, с большей охотой заявляли о намерении продолжить диетическое питание. И что важно, члены этой группы сильнее ощущали свой личностный рост. Это и могло быть основным механизмом возникновения такого эффекта.

Другое исследование, которое включало 14-дневную программу прогулок с целью пройти 100 тысяч шагов, показало, что метафора путешествия поощряла полезное поведение после того, как участники достигали своей цели, но не когда они были лишь близки к ее достижению. Когда цель уже видна, но еще не достигнута, «концентрация на конечных аспектах этого пути может быть более мотивирующей — вероятно, потому, что это акцентирует конечную цель, которую все еще необходимо достичь», отмечают авторы.

И это явление наблюдалось не только среди американских участников. В заключительном исследовании ученые наблюдали за 106 руководителями, которые заканчивали программу бизнес-образования в Гане. Во время заключительного собеседования им предложили описать получение квалификации, используя метафору путешествия или пункта назначения. Шесть месяцев спустя члены «группы путешествий» более охотно использовали методы, которые изучили во время курса.

Да, такой подход может не всегда работать или даже иметь неприятные последствия — например, если путь оказался тяжелым или некомфортным. Тем не менее, исследователи надеются, «что это исследование послужит началом пути для разнообразных исследовательских программ, в которых используются различные метафоры для повышения шансов на сохранение успеха».

Источник

Exit mobile version