Лео Бабаута создал один из самых популярных блогов о личной эффективности — Zen Habits. В этом посте он делится впечатлениями от визита в компанию Pixar.
Мой сын Джастин интересуется 3D-анимацией, а моя дочь Хлоя — сценариями для кино, так что было здорово прогуляться вместе с ними по анимационной студии Pixar и пообщаться с аниматорами.
Бернард Хо — «технический директор по персонажам». Он моделирует персонажей мультфильмов и работает над их внутренним движением (наверное — я не до конца понял их жаргон). Это значит, что он лишь маленькая деталь в огромной машине Pixar, но он в курсе всего, чем занимаются остальные. Он работал над хитами вроде «Университета монстров», «Отважной» и «Вверх». Бернард любезно провел нас по зданию Pixar, и хотя нам не дали разглядеть их суперсекретные процессы, мы все же прикоснулись к этой магии. И в результате я узнал несколько довольно удивительных вещей и хочу ими поделиться в надежде, что они вдохновят вас так же, как и меня.
1. Без упорства ничего не выйдет. Бернард рассказал о своем друге, который каждый день более 3 лет доводил до конца какой-то рисунок и к концу своего эксперимента был уже мастером в этом деле. Он вспомнил замечание легендарного аниматора Чака Джонса, что нужно нарисовать 100 тысяч плохих рисунков, прежде чем выйдет хороший. Бернард говорит, что когда начинаешь что-то, ты можешь быть в этом довольно неловок, но если ты достаточно упорен и настойчив, ты добьешься огромных успехов.
2. Искусство — это ваша версия реальности. Когда мы заговорили о том, как избавиться от готовых предубеждений и рисовать то, что вы действительно видите, Бернард сравнил эту работу с вечером в компании друзей. Вы, возможно, расскажете об этом вечере так: «Мы пошли в одно место, поужинали, а потом пошли по домам». А ваш друг заметит множество интересных деталей и вставит их в историю так, что она покажется интересной и уморительной. Один и тот же опыт — но разные интерпретации и разные детали.
3. Питайтесь чужими идеями. Когда в Pixar рисуют персонажей, никто не ставит одному художнику задачу нарисовать персонажа так, как тот должен выглядеть, по его мнению. Несколько художников садятся за стол, все набрасывают идеи, складывают их вместе, а потом берут идеи друг друга и отталкиваются от них. В процессе появляются десятки и сотни скетчей, пока они не найдут самый правильный. Это значит, что творческий процесс каждого опирается на творческий процесс других. Это, кстати, помогает, даже если в вашем окружении нет каких-то гениев — найдите людей, которые придумывают что-то классное, поиграйте с их идеями и поделитесь результатом.
4. Забудьте о своем эго. Допустим, вы положили в общую кучу скетч, который, на ваш взгляд, стоит взять для фильма. Но ведь в эту кучу вбрасывают идеи сразу многие талантливые художники, и значит, большинство идей и скетчей по определению не могут быть использованы, от них откажутся. Если вы захотите, чтобы победила ваша идея, вы начнете сражаться за нее, но это-то и вредно. Аниматоры Pixar избавляются от эгоизма и ставят на первое место потребности всего проекта. Думаю, это верно для любой творческой работы.
5. Все должны хорошо понимать миссию. Некоторые студии отдают анимацию на аутсорсинг, но тогда аниматоры часто не знают, о чем фильм, и их не сильно заботит финальный продукт, потому что они делают лишь крохотную его часть. Но в Pixar все, кто участвует в процессе, стремятся создать наилучший возможный фильм и гордятся этой миссией. Все вовлечены в эту задачу, все искренне заинтересованы в конечном результате, что и отражается на продукте.
6. Масса тяжелой работы, крохотные, но потрясающие результаты. Когда в Pixar работали над «Отважной», удаленных сцен, не вошедших в финальную версию, хватило бы на фильм в 5 раз длиннее. В фильм не попала масса маленьких визуальных шуток и идей. Многие часы блестящей творческой работы были выброшены, а использованы были только лучшие из лучших находок. Они производят много фантастических идей, чтобы на выходе получить совсем немного. И благодаря этому конечный продукт достигает такого невероятного качества.
7. Живите в окружении героев. Когда Бернард пришел на собеседование в Pixar шесть лет назад, на это ушел весь день. И собеседование проводили его личные кумиры. Это люди, с которыми он работает сейчас, лучшие профессионалы в мире. Представьте, как это вдохновляет. Вы бы в этих условиях мгновенно выпрыгивали из кровати и мчались на работу каждое утро, правда? Конечно, не всем нам так везет, но все же мы можем окружить себя результатами трудов своих героев, пользоваться ими в качестве вдохновения, а когда-нибудь сделать рывок и даже встретиться с кем-то из них. Цельтесь в звезды или хотя бы освещайте свою жизнь их сиянием.
8. Помогайте тем, кто только начинает. Бернард потратил часть своего рабочего времени на то, чтобы прогуляться с нами по студии — лишь потому, что некий подросток интересуется компьютерной анимацией. Это необыкновенно. Он объясняет: «Я когда-то был в том же положении, что Джастин сегодня, и очень приятно поделиться тем, что я знаю теперь. Увлеченность и мечты важно поддерживать». Многие ли из нас поступают так же?