Site icon Идеономика – Умные о главном

Надень шлем! Как VR учит принимать решения

Фото: Stuart MacFarlane/Flickr

Я стою в баре модного лондонского отеля с гарнитурой виртуальной реальности (VR). Моя правая нога время от времени дергается, как будто я танцую (плохо) под тихий ритм. Все, что я могу видеть, это зеленая трава футбольного поля, моих товарищей по команде, бегущих в разные стороны, и быстро приближающийся ко мне мяч. Моя задача — отдать правильную передачу, прежде чем соперник отнимет мяч. У меня есть одна секунда.

Эта задача предназначена для улучшения зрительного восприятия и принятия решений под давлением. Be Your Best, инструмент, который я использую, измеряет нематериальные атрибуты, которые могут дать игрокам преимущество — такие навыки, как предвидение, устойчивость и решение, какой пас сделать. Он отмечает, куда я смотрю и где находятся другие «игроки». Я нажимаю кнопку, чтобы освободиться от мяча, и его направление записывается. VR делает этот процесс иммерсивным, и я имею возможность испытать все это на эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Все время, пока я им пользуюсь, система оценивает последствия моих действий и дает обратную связь.

За таким подходом — будущее футбольных тренировок. Это игровое 3D-моделирование, которое сегодня используют самые прогрессивные клубы в мире. Подобные инструменты становятся все более популярными и в деловом мире, где вместо футбольного поля и игроков появляются клиенты и поставщики. VR делает процесс более сложным, чем теоретическое упражнение: визуальный ввод, нехватка времени и стресс кажутся реальными. Но безопасная среда позволяет участникам опробовать варианты, которые в других случаях они не стали бы использовать из-за риска. Тренировки могут повторяться, каждый раз можно записывать отклики и счет, что способствует более глубокому процессу обучения.

Арсен Венгер, возглавлявший лондонский «Арсенал» с 1996 по 2018 годы, осознал необходимость такого типа тренировок в футболе много лет назад. Он хотел, чтобы его игроки обладали исключительными навыками принятия решений, и нашел способ отследить это. «Моя задача состоит в том, чтобы игроки понимали, какой вариант лучше в данный момент и каждый раз принимали оптимальное решение, — сказал он на недавней конференции в Париже. — Более важно — вы должны анализировать качество восприятия и принятия решений».

Венгер обратился к исследованию разработчика Be Your Best, профессора психологии Норвежской школы спортивных наук Гейра Йордета. Интерес Йордета к виртуальным тренировкам начался с исследования визуального восприятия футболистов за несколько секунд до того, как они получают мяч. Он обнаружил, что чем больше информации игроки могут получить в эти моменты, тем лучше будет решение, что делать с мячом.

В его рейтинге один игрок набрал значительно больше баллов, чем кто-либо другой: Хави Эрнандес, бывший полузащитник «Барселоны», центральная фигура трех главных турнирных побед сборной Испании между 2008 и 2012 годами, включая чемпионат мира 2010 года. Рейтинг присваивается в зависимости от того, как игроки оценивают информацию в конкретной ситуации. 

Йордет основал Be Your Best совместно с Оддом Скархеймом, бывшим игроком и экс-председателем Vålerenga Fotball Oslo, одного из самых успешных клубов Норвегии. Скархейм — также основатель Attensi, инструмента 3D-моделирования, который обучает персонал с использованием аналогичных методологий в таких компаниях, как Nestlé, SPAR International и сеть ресторанов itsu.

Одна глобальная фармацевтическая компания использует этот инструмент, чтобы дать возможности руководителям в отделе продаж обучать, поддерживать и мотивировать свои команды для повышения эффективности. Они отрабатывают, как вести себя с торговыми представителями в разных регионах, как вести себя на встречах с врачами и другими важными заинтересованными сторонами.

Моделирование позволяет сотрудникам проигрывать реакцию на различные сложные, но вероятные сценарии. По словам Скархейма, в itsu, где обучение проводится на мобильных телефонах, текучка персонала сократилась на треть. Собирая данные о том, как действуют работники — в чем сомневаются и что делают приоритетным в стрессовой ситуации, — инструмент может оценить их естественное, предпочтительное поведение и сформировать индивидуальный отклик и понимание, которое кажется личным и релевантным.

«Инструмент измеряет производительность в реальной жизни, поэтому мы можем видеть, как каждый человек справляется и в чем он может стать лучше, — объясняет Скархейм. — Мы также знаем, что существует сильная корреляция между интенсивностью тренировок и результатом».

Устанавливая личные рекорды

Использование симуляций в учебных целях в бизнесе — не новая идея. Существуют летные тренажеры для обучения пилотов. Компания Ford Motor снизила количество травм на конвейере, используя VR для проверки производственного процесса.

Но в этом случае опыт персонализирован. Attensi и Be Your Best используют аналогичные методологии, чтобы предоставить пользователям полный когнитивный профиль для повышения их эффективности. Они также измеряют когнитивную гибкость (способность адаптировать поведение), когнитивное замедление (способность противостоять нежелательному поведению), саморефлексию, восприятие, решения, познание и обучение в условиях стресса. «Мы отслеживаем результаты с течением времени, чтобы увидеть, где нужно приложить больше усилий», — говорит Скархейм, который гордится тем, что его сложные инструменты могут быть реализованы нетехническими специалистами.

Сборная Норвегии по футболу среди юношей до 19 лет, которая использует VR в тренировочном процессе, неожиданно квалифицировалась на чемпионат Европы среди юношей 2018 года. «Это делает информированность и принятие решений более важной темой для игроков, и… что крайне важно, мы можем тренироваться без физической усталости», — говорит тренер Пако Йохансен.

А самый выдающийся футболист Норвегии Мартин Эдегор, который в 16 лет заключил контракт с мадридским «Реалом», тренировался при помощи VR во время недавнего перерыва, связанного с травмой. «Весело, но тяжело. Нет физической нагрузки. Спасибо, Be Your Best, что, будучи травмированным, я мог продолжать тренировать видение и принятие решений. Чувствую себя хорошо!» — написал Эдегор в соцсети. (Он — не лицо компании.) Его оценка остается самой высокой среди всех нынешних игроков, которые использовали этот инструмент.

Ценность любой организации зависит от качества решений, принимаемых ее людьми. Доступ к инструментам, которые могут уточнить этот ранее трудноизмеримый показатель, может оказать ощутимое влияние на развитие. «Для меня самое главное — добиться ощутимых улучшений на работе и на поле», — говорит Скархейм.

Что касается моего использования VR, за несколько секунд до того, как я получил мяч, я видел восемь товарищей по команде и четверых соперников. Затем я отдал пас прямо в ноги противнику, заработав ноль очков, и это весьма печальный вердикт: видение и принятие решений на очень низком уровне, засучите рукава, вам есть над чем поработать.

Источник

Exit mobile version