Нам всем знакома эта сцена из фильма: нервному адьютанту приходится сообщить плохие новости своему мерзкому боссу, он запинается и постоянно извиняется. На секунду кажется, что с ним все будет в порядке — пока босс не оборачивается и не казнит его.
Но оказывается, что эта склонность «казнить гонца» живет не только в кино или книгах. Новая статья в Journal of Experimental Psychology: General продемонстрировала, что мы с неприязнью относимся к тем, кто сообщает плохие новости — даже когда эти люди просто невинные посланники.
Предыдущие исследования уже показали, что мы часто формируем неблагосклонное мнение о людях, которые негативно отзываются о нас. Но это может быть оправдано: например, рецензент мог быть несправедлив по отношению к нам. Лесли Джон и его коллеги из Гарвардского университета решили пойти дальше и выяснить, как мы относимся к тем, кто просто приносит плохие новости и явно не в ответе за содержание сообщений, которыми делятся.
В ходе 11 экспериментов команда наблюдала за реакцией людей, которым кто-то сообщал плохие или хорошие новости, или которые это воображали.
Первое исследование подтвердило, что вестники плохих новостей не очень нравятся другим. Помощник доставал из шляпы числа, а участники могли выиграть дополнительные $2 в зависимости от того, четное ли оно или нечетное. После выбора числа помощник передавал его коллеге — «посланнику» — для чтения. Участники, которые получили плохие новости — что они не выиграли лишние $2, — позже оценили этого невинного посланника как менее симпатичного, чем те, кто получил хорошие новости.
В последующих исследованиях команда пыталась выяснить, что именно заставляло людей «казнить гонца». Эффект, казалось, относился только к тем, кто сообщал новости, не затрагивая других присутствующих. В одном сценарии, например, участники представляли себе посещение больницы, где они узнавали либо хорошие, либо плохие новости о злокачественности биопсии кожи. В сценарии участвовали две медсестры, одна из которых сообщала результаты, а другая лишь согласовывала следующий визит. Медсестру, принесшую новости, участники оценивали как менее симпатичную только в том случае, когда результаты были плохими.
Команда также обнаружила, что эффект проявляется сильнее в ситуациях, когда плохие новости оказываются неожиданными или имеют меньше смысла. В другом сценарии участники представляли, что находятся в аэропорту и их рейс задерживается на три часа. Половине участников сообщили, что рейсы будут отправляться в порядке очереди, а остальным сказали, что какой-то другой самолет занял место их рейса в графике вылета. В последней ситуации (которая, как пишут авторы, «нарушает общепринятые убеждения о том, что мир справедлив, предсказуем и понятен») участники выставили сотруднику-посланцу особенно низкий рейтинг.
И еще несколько экспериментов показали: люди обвиняют посланника потому, что верят, что у него есть гнусные мотивы — даже если это не имеет логического смысла. У одной группы был шанс выиграть 50 центов, если бы они правильно угадали, четное или нечетное количество слов будет в главном заголовке Wall Street Journal следующего дня. На следующий день те, кто услышал от девушки-исследователя, что они не угадали, не просто оценили ее как менее симпатичную — они также посчитали, будто бы исследовательница надеялась, что они ошибутся, хотя у нее явно не было никакого контроля над ситуацией.
В целом исследования показывают, что желание «казнить гонца» на самом деле определяет поведение людей в повседневных ситуациях. Кажется, это происходит по ряду причин, в том числе из-за желания разобраться в негативных или неожиданных ситуациях, а также из-за тенденции ошибочно приписывать посланникам злостные мотивы. Хотя исследователи сконцентрировались на «симпатичности» посланника, они добавляют, что участники выносят и другие негативные суждения. Например, одно из исследований показало: люди также считают, что «посланцы» менее компетентны.
Авторы утверждают, что эти тенденции усложняют жизнь как посланнику, так и получателю. Сообщение плохих новостей — само по себе трудная задача, а то, что человека при этом воспринимают негативно, только все усложняет. А поскольку люди не хотят принимать советы от тех, кто им не нравится, они могут упустить важную помощь.