No pain, no gain… Знаменитая идиома стала лозунгом миллионов людей, единственной дорогой, ведущей к успеху. Вы тоже в нее поверили? Писатель и художник Эмбер Рэй считает, что добровольно страдать ради достижений — это не просто дурная привычка, а нечто более опасное. В книге «Вся правда обо мне. Любопытство вместо тревоги на пути к истинному «я» она рассказывает о том, к чему может привести постоянный выход из зоны комфорта, и как выбрать более светлый путь. Книга Эмбер Рэй — одна из новинок издательства МИФ.
Однажды я сидела за чашкой чая с музыкантом, и он признался: «Я не встречаюсь с женщинами, в которых могу влюбиться, потому что тогда мне не о чем будет сочинять. Я охочусь за теми женщинами, которые определенно причинят мне боль». Трагедия, напряжение, преодоление, страдания — вот источники лучших его произведений.
Или он просто так для себя решил.
Установка о страдании во имя творчества — одна из тех, в которую моя близкая подруга поверила всем сердцем. Назовем ее Селин. Осуществление ее идей всегда было чем-то болезненным, граничащим с мазохизмом. Будучи дизайнером, она верила: если, работая над проектом, не пересекает финишную линию на последнем издыхании — значит, показала себя недостаточно продуктивной. Если она высыпалась и не выкладывалась по девяносто с лишним часов в неделю — значит, не вышла из зоны комфорта.
Когда я спросила Селин, где она усвоила эту теорию о достижениях, та ответила, что однажды так сказал наставник: «Если тебе не приходится страдать, ты не создашь ничего выдающегося». Возможно, он имел в виду: «Цени трудности», или «Не бойся выходить за свои пределы», или «Страдание — естественная часть творчества». Но предположение, будто величия можно добиться лишь путем страдания, не просто ложь, а ложь возмутительная.
Однако Селин купилась.
Она поверила в боль охотнее, чем в радость. И когда появлялись клиенты и проекты, вызывавшие в ней любопытство и энтузиазм, отталкивала их.
Истории, подобные этой, нередки. Многих из нас учат помещать страдание в центр работы и жизни. Возможно, и вам привили, что трудности — это наше все. Вероятно, боль и одна лишь боль — единственный известный вам путь развития. Когда я училась в старших классах, друг семьи часто говорил мне: «Без боли нет победы». Я уважала этого человека, но его словами трудно было проникнуться. Боль так и не приближала его к той действительности, о которой он мечтал. И я знала, что мой отец — талантливый сочинитель песен — столкнулся с зависимостями и целым рядом болезней, пытаясь создавать свою музыку. Он тоже верил, что трагедии и боль — подходящий источник для творчества. Но посмотрите, куда это привело его, — в могилу.
Трудно проявлять благоговение и любопытство, когда ты дошел до ручки, стремясь к конечной цели. От писателя и предпринимателя Джеффа Гоинса я слышала историю о том, как он раскрутил свой проект до прибыли в миллион долларов, а затем обнаружил, что живет в стрессе, пытаясь управлять компанией с семизначным доходом. С помощью наставника он разработал детальную стратегию на два года вперед и подумал: «Так и быть, моя жизнь станет убогой на пару лет, пока я взращиваю это детище, зато потом я оставлю бизнес и займусь тем, что мне действительно по душе».
Но когда взялся за осуществление плана, беспокойство возросло. Любовь к работе стремилась к нулю. Он перестал уделять внимание тому, что любил больше всего. Мало времени проводил с семьей. Начал терять деньги, отчего появился страх стать банкротом. В разгар этих неприятностей разговор с Сетом Годином помог все изменить.
Когда Сет спросил, для чего Джефф создал свою компанию, тот ответил: «Я хотел свободы». Тогда Сет сказал нечто, что Гоинс никогда не забудет: «Не начинай бизнес, если хочешь свободы. Начинай бизнес, потому что хочешь заниматься бизнесом».
И Джефф понял, что не хочет заниматься бизнесом. Одному его ребенку было четыре года, другому — шесть месяцев, и он знал, что пропустит их взросление, пытаясь вкладываться в то, чем не собирается заниматься до конца своей жизни. Тогда он решил, что для него больше не значит лучше. Лучше — это меньше. Он изменил план и поумерил масштабы.
Послушайте, я знаю, что порою жизнь бывает трудной, пугающей, вызывающей тревогу и разбивающей сердце. У меня были периоды стыда и вины, когда я чувствовала себя несчастной и жизнь-точно-распадалась-на-части. Но вот что я выяснила: почти невозможно заниматься тем, на что я способна, когда несчастна, в исступлении, не сплю по ночам, напрасно все усложняю и гордо тащу свои трудности, словно знак почета.
Успеваю ли я в такие периоды больше? Однозначно нет. Пишу ли я? Нет, конечно. Приближаюсь ли к своему истинному «я» и к тому, что хочу создать? Не-а. Цепляюсь ли за страдания, оправдываясь, почему не делаю то, чего по-настоящему хочу? Безусловно.
Чаще всего я замечаю: мы боимся перестать страдать, потому что страшно остаться без оправданий. Легче держаться за боль в качестве причины, по которой мы зарываем в землю таланты, прибедняемся и не обеспечиваем себе реальность, в которой хотим жить.
Но поверьте: вы значительно выше своих страданий и боли. Что бы ни случилось вчера и что бы ни ожидало завтра, у вас есть сегодня. Прямо сейчас все в порядке. Вы дышите. У вас есть будущее. Станьте сильными. Смело посмотрите в лицо своим оправданиям. Проявляйте доброту. Верьте в радость жизни. Пусть любовь возвышается над болью — всегда.
Читайте подробнее о книге «Вся правда обо мне» в базе «Идеономики».