Site icon Идеономика – Умные о главном

«Соберись, тряпка!» 5 уроков развития EQ

Иллюстрация: strategiccoach.com

Получить работу астронавта, наверное, самая трудная задача на планете. Из десятков тысяч заявок НАСА отбирает примерно полдюжины каждые десять лет. Процесс строгий и очень сложный. Чтобы пробиться, нужно быть очень крутым. Нужно иметь глубокие знания в области науки и техники. Нужно как минимум 1000 часов опыта пилотирования. Нужно быть в хорошей физической форме. И, самое главное, нужно быть крайне умным человеком.

Лиза Новак была как раз такой. У нее была степень магистра в области авиационной инженерии, она училась в аспирантуре по астрофизике в Военно-морской академии США. Более пяти лет она выполняла воздушные миссии для ВМС США на Тихом океане. А в 1996 году она оказалось одной из немногих счастливчиков, которые были выбраны в астронавты.

Очевидно, она была чертовски умна. Но в 2007 году, обнаружив, что ее возлюбленный встречается с другой женщиной, Лиза, надев подгузник, проехала 15 часов подряд из Хьюстона в Орландо, чтобы перехватить новую пассию своего парня на парковке в аэропорту. Лиза прихватила пластиковые хомуты, перцовый баллончик и большие мешки для мусора, имея какой-то расплывчатый, не очень продуманный план похищения. Но прежде чем она попыталась вытащить соперницу из машины, у нее случился эмоциональный срыв, в результате чего ее быстро арестовали.

Эмоциональный интеллект — это концепция, появившаяся в 1980-х и 1990-х годах, чтобы объяснить, почему умные люди, такие как Лиза, часто совершают очень, очень глупые поступки. По утверждению исследователей, так же, как общий интеллект (IQ) служит мерой вашей способности обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, эмоциональный интеллект (EQ) отражает способность обрабатывать эмоции — как чужие, так и свои, — и находить решения.

У некоторых людей невероятно высокий IQ, но низкий EQ — представьте рассеянного профессора, который не может найти пару носков или не понимает, зачем принимать душ. У других людей невероятно высокий EQ, но низкий IQ — к примеру, уличный торговец, который даже не может произнести свое имя по буквам, но каким-то образом убеждает отдать ему последнюю рубашку.

Психологи, которые изучают эмоциональный интеллект, иногда утверждают, что он на самом деле важнее общего интеллекта. Это утверждение в лучшем случае противоречиво, а в худшем вызывает вопрос «какого черта?». Во-первых, потому что измерить эмоциональный интеллект трудно, если не невозможно. В основном эти оценки субъективны.

Во-вторых, эмоциональный интеллект не так стабилен, как общий интеллект. IQ сложнее изменить. Но EQ — это то, над чем вы можете работать и развивать, как мышцы или умения, и наблюдать, как он растет, будто изящный цветок в вашем тупом саду.

Так что в принципе, независимо от того, насколько вы умны, у вас нет оправданий. Соберись, тряпка. Развитие эмоционального интеллекта сводится к тому, чтобы не быть таким придурком, как Лиза.

Вот как начать это делать.

1. Практикуйте самосознание

Вы не сможете улучшить EQ, пока не поймете, что это за хрень. Когда вам не хватает самосознания, пытаться управлять своими эмоциями — это все равно что сидеть в крошечной лодке без паруса в море собственных эмоций, не имея контроля над тем, что происходит мгновение за мгновением. Вы понятия не имеете, куда вы плывете и как туда добраться. И все, что вы можете делать, это кричать и взывать о помощи.

Самосознание включает в себя понимание себя и своего поведения на трех уровнях: 1) что вы делаете, 2) что вы по этому поводу чувствуете и 3) самое сложное — чего вы о себе не знаете.

Просто быть самосознательными недостаточно. Помимо этого нужно уметь управлять своими эмоциями.

2. Направляйте эмоции

Люди, считающие, что эмоции — это главное в жизни, часто ищут способы «контролировать» их. Это невозможно. Можно только реагировать на них.

Эмоции — это просто сигналы, которые просят нас обратить на что-то внимание. Мы можем решить, важно это «что-то» или нет, и выбрать наилучший способ решения этой проблемы — или нет.

Не бывает «хороших» или «плохих» эмоций — есть только «хорошая» и «плохая» реакция на эмоции.

Гнев может быть разрушительной эмоцией, если вы неправильно направите его и в процессе причините боль другим или себе. Но он может быть хорошей эмоцией, если вы используете его, чтобы исправить несправедливость и/или защитить себя или других.

Радость может быть прекрасной эмоцией, когда ею делишься с людьми, которых любишь, когда происходит что-то хорошее. Но она также может быть ужасной эмоцией, если возникает от причинения вреда другим.

Вот из чего состоит управление эмоциями: распознать, что вы чувствуете, решить, подходящая ли это эмоция для ситуации, и действовать соответственно.

Все дело в том, чтобы уметь направлять свои эмоции на то, что психологи называют «целеустремленным поведением», или то, что я предпочитаю называть «соберись, тряпка».

3. Научитесь мотивировать себя

Вы когда-нибудь полностью терялись в каком-то занятии? Например, вы начинаете что-то делать и погружаетесь в это, а когда выходите из квазигипнотического состояния, которое вы каким-то образом вызывали в себе, понимаете, что три часа пролетели как 15 минут?

Это иногда случается со мной, когда я пишу. Я теряю чувство времени и чувствую каскад чувств, когда идея, которая рождается в голове, воплощается в слова. Это похоже на смесь восхищения, легкой интриги и всплесков допамина, когда я чувствую, что только что придумал отличную фразу или забавную шутку или изложил свою точку зрения без ругательств.

Мне нравится это чувство, и когда я его ощущаю, это побуждает меня продолжать писать.

Однако обратите внимание на кое-что важное: я не жду, что это чувство возникнет прежде, чем я начну писать.

Я начинаю писать, и затем это чувство появляется, побуждая меня продолжать писать. Я пишу, оно еще усиливается — и так далее.

Этот принцип я называю «делать хоть что-нибудь», и это, вероятно, одна из самых простых, но самых волшебных уловок, с которыми я когда-либо сталкивался. Принцип «делать хоть что-нибудь» гласит, что действие — это не только следствие мотивации, но и ее причина.

Большинство людей сначала пытаются найти вдохновение, чтобы предпринять какие-то важные действия и изменить все в себе и в сложившейся ситуации. Они занимаются умственной мастурбацией, чтобы наконец сделать хоть что-нибудь на этой неделе. Но к следующей неделе они уже совершенно измотаны и ищут новый «метод» мотивации.

А мне нравится полностью переворачивать это с ног на голову. Когда мне нужна мотивация, я просто делаю что-то, что хотя бы отдаленно связано с моей целью, и это действие порождает мотивацию, которая порождает действие — и так далее.

Когда мне не хочется писать, я говорю себе, что сейчас просто поработаю над планом. Делая это, я начинаю думать о чем-то интересном, что я еще не собирался включить, и поэтому я записываю это и дополняю деталями.

Прежде чем я понимаю, что происходит, черновик уже наполовину готов, а я еще даже не надел штаны.

(Это только потому, что я никогда не ношу штаны.)

Для того, чтобы эффективно использовать свои эмоции, нужно делать хоть что-то.

Если вы чувствуете, что вас ничего не мотивирует, сделайте что-нибудь. Порисуйте чертиков, найдите бесплатный онлайн-курс по программированию, поговорите с незнакомцем, изучите музыкальный инструмент, узнайте что-нибудь о действительно сложном предмете, станьте волонтером в своем сообществе, потанцуйте сальсу, соберите книжную полку, напишите стихотворение. Обращайте внимание на то, что вы чувствуете до, во время и после этих занятий, и используйте эти эмоции, чтобы управлять поведением в будущем.

И знайте, что мотивируют вас не всегда «хорошие» чувства. Иногда я расстраиваюсь и чертовски раздражаюсь, когда не могу точно выразить то, что хочу сказать. Иногда я беспокоюсь, что мои тексты не найдут отклика у читателей. Но по какой-то причине из-за этого я только больше хочу писать. Мне нравится бороться с чем-то, что находится вне моей власти.

4. Признавайте эмоции окружающих, чтобы выстроить более здоровые отношения

Все, о чем мы говорили до сих пор, касается управления эмоциями внутри себя. Но главная цель развития эмоционального интеллекта заключается в том, чтобы строить более здоровые отношения в вашей жизни.

А здоровые отношения — романтические или семейные отношения, дружба, что угодно, — начинаются с признания и уважения эмоциональных потребностей друг друга.

Вы делаете это, сопереживая другим. Слушая их и честно делясь своими ощущениями — то есть через уязвимость.

Сочувствовать не значит полностью понимать человека — скорее принимать его таким, какой он есть, даже если не понимаете его. Вы учитесь ценить его существо и считаться с его конечной целью. Вы признаете его боль своей болью — вашей коллективной болью.

Отношения — это то место, где эмоции выходят на первый план. Они заставляют нас понять, что мы — часть чего-то гораздо большего и сложного, чем просто мы сами.

А отношения в конечном счете помогают нам определять наши ценности.

5. Наполните свои эмоции ценностями

Когда в 1990-х годах вышла книга Дэниэла Гоулмана, «эмоциональный интеллект» стал расхожей фразой. Руководители и менеджеры читали учебные пособия и ходили на уроки по эмоциональному интеллекту, чтобы мотивировать подчиненных. Терапевты старались привить клиентам больше эмоциональной осознанности, чтобы помочь им разобраться в жизни. Родителям рекомендовали развивать эмоциональный интеллект у своих детей, чтобы подготовить их к изменяющемуся, эмоционально ориентированному миру.

Однако в большинстве своем такие подходы упускают основное. То, что эмоциональный интеллект не имеет смысла без ориентации на ваши ценности.

Возможно, у вас самый эмоционально развитый генеральный директор на планете, но если она использует свои навыки, чтобы мотивировать сотрудников продавать товары, изготовленные путем эксплуатации бедных людей или за счет разрушения планеты, то как можно считать добродетелью ее эмоциональный интеллект?

Отец может научить своего сына принципам эмоционального интеллекта, но, не усвоив ценностей честности и уважения, он может превратиться в безжалостного, лживого маленького поганца — но эмоционально интеллектуального!

Жулики очень эмоционально развиты. Они хорошо понимают эмоции — и свои, и в особенности чужие. Но они используют эту информацию, чтобы манипулировать людьми для своей личной выгоды. Они ценят себя превыше всего. 

Лиза Новак, несмотря на весь свой блеск и опыт, не могла справиться со своими эмоциями и ценила неправильные вещи. Поэтому она позволила эмоциям увести себя из открытого космоса в тюремное заточение.

В конечном счете мы всегда выбираем то, что ценим, осознаем мы это или нет. И наши эмоции будут реализовывать эти ценности, регулируя наше поведение в определенном направлении.

Поэтому, чтобы жить жизнью, которой вы действительно хотите жить, нужно сначала понять, что вы действительно цените, потому что именно туда направлена ваша эмоциональная энергия.

А понимание того, что вы действительно цените — а не только говорите, что цените, — вероятно, самый важный эмоциональный навык.

Источник

Exit mobile version