Тысячи пожилых клиентов американской аптечной сети CVS проводят холодные месяцы года в более теплом климате, перебираясь на зиму из, скажем, Миннесоты, в солнечную Аризону или Флориду. В середине 2000-х CVS поняла, что многие из ее сотрудников хотели бы сделать то же самое.
CVS не стала ставить пожилых и более опытных работников перед выбором: выйти на пенсию, чтобы иметь возможность уехать на «зимовку», или работать в зимнее время в месте, где физически трудно ориентироваться. Вместо этого компания запустила программу, которая позволяет сотрудникам зимой временно переходить на работу в более теплые штаты. Это выгодно всем: в аптеках, где наблюдается всплеск «зимующих» клиентов, становится больше персонала во время напряженного сезона, клиенты получают необходимые им услуги, а сотрудники — работу, соответствующую их образу жизни.
Заголовки последних лет годы трубят об изменениях условий труда, которых требуют миллениалы, — от возможности вздремнуть на работе до гибких графиков погашения студенческих займов. Но есть еще один фундаментальный сдвиг в демографической ситуации, на который только-только появляются первые реакции, такие как «зимовка» CVS.
Пожилые — сейчас самая быстрорастущая группа работников. Сегодня в США в два раза больше работающих пожилых людей, чем молодежи.
По данным Бюро статистики труда США, за 30 лет — с 1994 по 2024 год — работники в возрасте 55 лет и старше превратятся из самой маленькой части трудоспособного населения США в самую большую. В других промышленно развитых странах наблюдается аналогичная тенденция — в Японии и Южной Корее занятое население стареет еще быстрее.
Когда компания BMW увидела, как много возрастных рабочих с защитой от увольнения трудится на одном немецком заводе, она переоборудовала свое производственное помещение для удобства пожилых работников, установив эргономичные сидения и более мягкие полы, увеличив шрифт на компьютерах и предоставив более подходящие рабочие ботинки. Производительность выросла, стало меньше прогулов. Американские компании, не желающие терять корпоративные знания пожилых работников, сделали то же самое: производители установили эргономичные сиденья в грузовиках и перепроектировали сборочные линии, чтобы избежать травм от повторяющихся движений.
Возрастные перемены
Старение рабочего населения частично обусловлено тем, что люди хотят продолжать работать — или, по крайней мере, продолжать зарабатывать, — до 70 и даже 80 лет.
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни в промышленно развитых странах означает, что больше людей проживут здоровой жизнью дольше, чем когда-либо прежде. Женщины, которые откладывали карьеру из-за рождения детей, могут достичь высокого профессионального уровня после 50 лет, мужчины и женщины, которые трудились не один десяток лет, неохотно отказываются от социального и интеллектуального стимулирования ради десятилетий отдыха.
Между тем корпоративный переход от пенсионных планов с установленными выплатами, которые гарантировали стабильный доход, к планам с фиксированными взносами, которые возлагают ответственность за сбережения на работников, лишил многих пожилых людей возможности уволиться без существенного снижения уровня жизни.
Почти половина нынешних пенсионеров, опрошенных в 2014 году, сказали, что они все так же работают на пенсии. Но даже те из них, кто работает по собственному желанию, а не по необходимости, часто хотят какого-то переходного периода, когда их возраст подходит к 65 годам. Возможно, неполный рабочий день, чтобы проводить больше времени с семьей, или меньше времени на работе, которая дается тяжелее физически, или возможность приспособиться к другим изменениям образа жизни.
Работодатели тоже видят отдачу. Чем выше возрастное разнообразие команд, тем выше продуктивность и производительность. Исследования, проведенные Центром будущего старения при институте Милкена и Стэнфордским центром долголетия, показали, что пожилые сотрудники меньше пропускают из-за болезни, демонстрируют более сильные навыки решения проблем и более удовлетворены работой, чем их молодые коллеги.
Более здоровые и продуктивные люди в старших возрастных группах помогают экономике в целом, говорит Пол Ирвинг, председатель Центра будущего старения при институте Милкена и выдающийся ученый Школы геронтологии им. Дэвиса в Университете Южной Калифорнии. Американцы старше 50 лет уже тратят $7,6 трлн в год. Ожидается, что к 2020 году покупательная способность людей в возрасте 60 лет и старше составит $15 трлн в год.
«То, что пожилые люди продолжают работать, означает, что они остаются налогоплательщиками. При возрастающих финансовых ресурсах, уверенности и постоянной вовлеченности они, вероятно, будут активными потребителями, — говорит Ирвинг. — Чем больше людей активно вовлечено в экономику, тем больше вероятность ее роста. Это хорошо для всех».
В чем миллениалы похожи с долгожителями
В 2011 и 2012 годах консалтинговая фирма PWC опросила 44 тысячи своих сотрудников по всему миру, чтобы понять, чего хотят молодые работники. Фирма обнаружила, что миллениалы высоко ценят баланс между работой и личной жизнью — как и их старшие коллеги.
Практически одинаковое число миллениалов и не-миллениалов отметили, что предпочитают гибкий график, чтобы выполнять как личные, так и профессиональные обязанности. Более молодые сотрудники чаще просят о таких изменениях, но старшие оценивают их так же высоко.
Впоследствии PWC ввела гибкую политику, которая позволяла работникам любого возраста корректировать график в соответствии с личными приоритетами. Они могли установить себе перерыв во второй половине дня, чтобы забрать ребенка или внука из школы, перенеся эти рабочие часы на любое другое время, или поработать из дома в дни, когда нет необходимости приходить в офис.
Таким образом PWC пошла навстречу как пожилым, так и молодым работникам, так же как BMW снизила физический стресс для возрастных работников, у которых за плечами десятилетия труда, — а заодно и для молодежи, у которой все еще впереди. Демографические и технологические изменения принесли множество перемен в организацию труда: благодаря этому появляются более стабильные рабочие места для всех.
Это важно, потому что увеличение трудовой жизни будет финансовой необходимостью для многих людей в ближайшие десятилетия. Профессора Лондонской бизнес-школы Линда Граттон и Эндрю Скотт, написавшие книгу «The 100-Year Life», подсчитали, что работнику, который доживет до 100 лет — а это большинство детей, рожденных в нашем веке, — и будет откладывать примерно 10% своего дохода, чтобы получать пенсию в 50% своей зарплаты, придется работать до 80 лет.
Перспектива полноценно работать еще несколько десятилетий в лучшем случае пугает одних работников и физически невозможна для многих других. Психолог Лаура Карстенсен, директор-основатель Стэнфордского центра долголетия, уже давно выступает за замену нынешнего стандарта интенсивной, полноценной карьеры, которая внезапно заканчивается к 65 годам, на более длинные промежутки, включающие более частые перерывы.
Нынешняя модель «не работает, потому что она не учитывает все требования нашего времени». «Люди работают полный рабочий день, параллельно воспитывая детей. Никаких перерывов. Никаких передышек, времени на перезарядку. Нет ни одной реальной причины, почему мы должны работать таким образом», — говорит Карстенсен.
Компромисс
Один из вариантов, который хотят большинство пожилых людей и на который компании соглашаются неохотнее всего — поэтапный выход на пенсию. Вместо того, чтобы полностью уйти на отдых, многие люди так называемого пенсионного возраста предпочли бы сократить часы работы.
По данным Общества по управлению человеческими ресурсами, только 19% американских компаний предлагают ту или иную форму поэтапного выхода на пенсию, но официально — менее трети из них. Чаще всего это привилегия, которая дается только самым лучшим исполнителям. Но такой подход, когда просьба каждого работника рассматривается индивидуально, дает возможность для обвинений в дискриминации по возрасту и может привести к тому, что ценные работники уйдут все вместе.
Постепенно или нет, выход на пенсию бэби-бумеров угрожает массовым оттоком талантов — и некоторые компании, такие как CVS, ищут способы удержать пожилых работников. В некотором смысле они предвосхищают крутой вираж.
Конечно, множество работодателей не желают переосмысливать подходы к выплате пособий, пенсий и организации времени работы для пожилых сотрудников. Но в конечном итоге рынок труда заставит их это сделать.